Вестник Кавказа

Баку станет транспортным мостом между Севером и Югом

Азербайджан ускорит строительство своего участка международного транспортного коридора "Север-Юг". Соответствующее распоряжение накануне подписал глава государства Ильхам Алиев. "Широкий потенциал торговых отношений между странами-учредителями Международного транспортного коридора "Север-Юг" (Россией, Ираном и Индией) делает необходимым широкое использование выгодных транзитных возможностей Азербайджана в качестве участника этого коридора, а также проведение неотложных работ для координации железнодорожных сетей Азербайджана и Ирана", - говорится в тексте распоряжения.

Как отмечается в документе, проектированием и строительством железной дороги от железнодорожной станции Астара в Азербайджане до границы с Ираном, а также железнодорожного моста через реку Астара, займутся ЗАО "Азербайджанские железные дороги". Государственный таможенный комитет и Государственная пограничная служба создадут таможенную и пограничную инфраструктуру для железнодорожного моста. Кабинету министров поручено принять необходимые меры по покупке земель для государственных нужд в связи с вышеуказанными инфраструктурными проектами, а министерству финансов - обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных распоряжением.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" политолог Ровшан Ибрагимов отметил, что этот проект является многообещающим, поскольку объединяет страны юго-восточной Азии, в первую очередь Индию, с европейскими портами. "Судя по проведенному апробированию, перевозки по этому транспортному коридору могут быть выгоднее традиционных путей транспортировки товаров через морской путь, через Суэцкий канал, как во временном, так и в ценовом плане", - сказал он.

По словам эксперта, для того, чтобы Азербайджан активно участвовал в этом проекте, необходимо строительство полотна в Астаре, это примерно 8 км 400 м, а также железнодорожного моста над рекой Арак. "В течение года проходили трехсторонние встречи России, Азербайджана и Ирана, на которых рассматривалась возможность начала строительства пути. Россию и Азербайджан связывает железная дорога, поэтому главное, что нужно сделать, - это построить железную дорогу Решт-Казвин-Астара. Иран уже начал строить часть этого пути. Теперь нужно довести железную дорогу до Астары, это примерно 150 км. Думаю, когда строительство завершится, это будет довольно живой транспортный коридор для перевозки товаров в обе стороны", - считает политолог.

Также он выразил мнение, что данный проект может стать достаточно серьезной альтернативой нефтяному сектору Азербайджана. "При благоприятных условиях торговый оборот на начальном этапе может составить 15 млн т. Если сюда включить транспортный коридор "Запад-Восток", где ожидается примерно такой же товарооборот, то это будет довольно существенная составляющая азербайджанской экономики. Кроме того, данный транспортный коридор проходит через регионы Азербайджана. Так что они тоже получат импульс для развития, поскольку первостепенным для развития любого региона является дорога.  Если стороны уладят не только строительные аспекты этого маршрута, но и логистические, координационные, если будут решены вопросы таможни и правовые аспекты, то получится довольно успешный проект", - резюмировал Ровшан Ибрагимов.

В свою очередь директор Центра ситуационного мониторинга региональных исследований РАНХиГС Александр Савченко обратил внимание на то, что реализация данного проекта даст России целый ряд преимуществ. "Во-первых, можно будет ожидать увеличения транзита. А во-вторых, занимаясь этим коридором, мы совершенствуем свою собственную транспортную сеть, которая нуждается в модернизации. То есть выгоды очевидны.  Помимо этого, сейчас меняются центры экономической силы, а также геополитические и геоэкономические акценты, поэтому направление "Север-Юг" становится более востребованным", - заявил он.

Также эксперт рассказал о том, поступят ли в бюджет РФ доходы от реализации этого проекта. "Сейчас в РЖД ведется большая работа по моделированию экономических эффектов от развития этого железнодорожного транспорта. Как и во всяком инфраструктурном проекте, говорить о прямых экономических эффектах довольно трудно. Они возникают в других отраслях. В РЖД это стратегически важный вопрос, там идет напряженная работа по расчету. В зависимости от того, как меняется методика расчетов, стратегия развития железнодорожного транспорта воспринимается по-другому", - резюмировал Александр Савченко.

Со своей стороны научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин заявил, что этот проект вписывается в стратегию Ирана по расширению экономических связей со своими соседями. "Иран долгое время находился под санкциями, и ему не до конца удавалось реализовать свое сотрудничество, в том числе с северными соседями. Приход к власти Хасана Рухани и начало процесса по снятию санкций обозначили Кавказ, Центральную Азию и Россию в качестве одного из приоритетов иранской внешней политики и выхода страны из экономической блокады", - заметил эксперт.

"Те коммуникации, которые есть у Ирана с этими государствам, очень важны. По факту же, до строительства железной дороги по восточному берегу, которое завершилось в этом году, было только морское сообщение через порты, которые не очень развиты и загружены. Понятно, что для того, чтобы полноценно реализовать направление внешней торговли и внешней политики, необходимо иметь надежную инфраструктуру. В этой связи, конечно, заинтересованность в развитии инфраструктуры по обеим сторонам Каспийского моря, а также развитие морской инфраструктуры, вписывается в общую стратегию Ирана по выходу из-под санкций и началу открытия новых горизонтов и возможностей для сотрудничества с ним", - пояснил научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Кроме того, он рассказал о том, насколько Тегеран рассчитывает на реализацию этого проекта как на источник доходов для своей экономики. "Иранские бизнесмены в России очень активны. Они пытаются выходить на российский рынок. Но все дело в том, что есть проблема с денежными переводами. Из-за действия санкций у нас фактически нет банков связи с Ираном. Кроме того, существует целый ряд ограничений, которые сейчас постепенно снимаются. В целом, в Иране достаточно сильное внутреннее производство по многим позициям. В стране есть высококачественные товары, в том числе и продовольственные, поэтому они конкурентоспособны. Для Ирана это важные рынки", - подытожил Станислав Притчин.

15145 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ