Вестник Кавказа

Сергей Хестанов: "Сырьевая модель экономики исчерпала себя"

Накануне, в преддверии Петербургского международного экономического форума, глава Центробанка России Эльвира Набиуллина озвучила перечень вызовов глобального уровня, с которыми сталкивается в настоящее время российская экономика, в том числе замедление роста мировой экономики, утрата локомотивов роста спроса на традиционный российский экспорт и высокие риски волатильности на финансовых рынках. "Вестник Кавказа" побеседовал с советником по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергеем Хестановым о том, какой эффект эти факторы окажут на российскую экономику в перспективе.

- Первым среди вызовов Эльвира Набиуллина назвала замедление роста мировой экономики. По вашей оценке, насколько действительно низкие темпы глобального роста задерживают развитие российской экономики?

- Большая часть российского экономического роста была обусловлена, прежде всего, ростом цен на сырье, который сам по себе очень сильно зависит от темпов роста мировой экономики. Поскольку замедление мировой экономики естественным образом снизило цены на сырье, российская экономика начала испытывать трудности. Эта зависимость сложилась достаточно давно, первые признаки ее можно проследить в середине 1970-х годов, так что опасения Эльвиры Набиуллиной вполне разумны. Самое главное, на что акцентировала внимание глава ЦБ РФ – на необходимость формирования новой модели экономического роста. Если раньше, практически с развала СССР, мы, в основном, росли за счет восстановления сырьевых цен, то сейчас этот источник роста, по большому счету, исчерпан, и нам необходимо, как минимум, придумать, что послужит драйвером экономического роста в будущем. Пока об этом нет даже серьезной дискуссии, ни на уровне правительства, ни в публичном пространстве. Скорее всего, в обозримом будущем такая дискуссия начнется, дабы определить, что же вместо роста сырьевых цен может значимо толкать вперед российскую экономику.

- На ваш взгляд, действительно ли исчерпала себя сырьевая модель экономики как в России, так и в мире в целом, и как скоро нам придется отказываться от этой модели?

- Я абсолютно согласен с Эльвирой Набиуллиной в том, что сырьевая модель экономики в целом себя исчерпала. При это стоит отметить, что у нас обычно всегда в первую очередь думают про нефтяников, когда говорят о производителях сырья, хотя это, по большому счету, касается, в том числе, производителей металлов и пластмасс. Большинство российских производителей сырья работают на глобальных рынках, мы конкурируем на мировых рынках нефти, алюминия, стали со всеми другими производителями сырья, и надо понимать, что исчерпание сырьевой модели касается не только России, но всех сырьевиков в целом.

- Чем глобальная финансовая волатильность, третий вызов по словам Эльвиры Набиуллиной, может действительно угрожать России?

- Начиная с острой фазы кризиса 2008 года, почти все крупные мировые центральные банки агрессивно проводили политику количественного смягчения, грубо говоря, печатали деньги. Экономика за это время привыкла жить в условиях постоянного притока ликвидности, причем довольно дешевых денег. Сейчас же, медленно и постепенно, большинство крупных центральных банков переходит к отказу от этой политики, что вызывает сильные колебания на финансовых рынках. Для России, конечно, самое тревожное – это то, что подобная волатильность может способствовать падению сырьевых цен. Именно это и вызывает максимальное беспокойство, в том числе со стороны главы ЦБ РФ.

- Эльвира Набиуллина также отметила, что потенциал роста за счет имеющихся ресурсов почти исчерпан: безработица на историческом минимуме, а загрузка мощностей на историческом максимуме. В связи с этим, на ваш взгляд, в чем сейчас стоит искать резервы для роста экономики?

- Увы, простых, доступных для роста факторов, которые могли бы быстро и эффективно толкнуть российскую экономику вперед, сегодня не просматривается. Затруднительно выделить такой фактор, который мог бы легко, без больших вложений, мощно работать на развитие экономики. Скорее всего, этот фактор только предстоит найти, и даже дискуссии о его нахождении еще только впереди.

13290 просмотров