Вестник Кавказа

Шалва Нателашвили: «Мы – единственная оппозиционная сила в Грузии»

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

«Вестник Кавказа» продолжает знакомить читателей с участниками президентских выборов в Грузии. Один из самых колоритных кандидатов на пост главы государства - бессменный руководитель Лейбористской партии, старожил грузинской политики Шалва Нателашвили. Он жестко противостоит обоим главным фигурантам политической сцены: президенту Саакашвили и премьер-министру Иванишвили. При этом лидера лейбористов никак нельзя назвать политическим маргиналом: к его мнению всегда прислушиваются даже несмотря на непредставленность Лейбористской партии в парламенте, поскольку последовательность этой партии в отстаивании своих ценностей действительно вызывает уважение.

- Господин Нателашвили, почему вы решили участвовать в президентских выборах, бросив тем самым вызов кандидатам, которых называют «основными» - Георгию Маргвелашвили, Давиду Бакрадзе и Нино Бурджанадзе?

- Мое решение участвовать в выборах не обусловлено патологическими мыслями о президентстве. Я 20 лет занимаюсь политикой и лишь однажды баллотировался в качестве кандидата на высший пост. Это было в январе 2008 года, когда ЦИК «написал» мне что-то около 7,5%. Сейчас я во второй раз выдвигаю свою кандидатуру.
Считаю свое решение правильным. Мы – единственная оппозиционная сила в Грузии, которая ведет свою стратегию безо всяких колебаний: против власти, против коррупции, злоупотреблений, оскорбления традиционных национальных ценностей, за свободный бизнес, свободную судебную власть, против цензуры и свободу СМИ. Лейбористская партия проводит эту линию с 1995 года. За это время политически погибли такие фигуры как Шеварднадзе, Саакашвили, а сейчас уже третий на очереди – Иванишвили. Все они вели и ведут преступную политику.
Единственная политическая сила в стране, готовая сказать «есть такая партия, и мы готовы взять власть, чтобы повести страну в правильном направлении», именно Лейбористская партия.

- Каковы основные положения вашей программы, дающие основания для столь громкого заявления. Есть уже слоган, который выражал бы ее суть?

- Конкретного слогана пока нет, но это не проблема – придумаем. Гораздо интереснее, что делать после избрания президентом. Согласно новой конституции, полномочия главы государства будут уже не те, что сейчас, но они не столь малы. Президент остается главой государства, высшим представителем во внешних и внутренних отношениях, президент подписывает законы и другие акты, он имеет право наложить вето на любой закон, является верховным главнокомандующим, назначает начальника Генштаба и так далее.
Что касается парламента, я буду в оппозиции законодательному органу. Постараюсь мирным, демократическим путем заставить парламент самораспуститься и провести новые парламентские выборы для создания правительства национального единства, в котором будут представлены основные политические силы. Это будет антикризисное правительство с уклоном в пользу профессионалов. Политики пусть сидят в парламенте и принимают законы, определяют внешние и внутренние ориентиры развития страны. Недостаточно стать президентом. Нужно укрепить власть и провести глубокую правительственную реформу.

- Вы намерены национализировать частную собственность?

- Левые партии сегодня правят почти во всех странах Европы. Во Франции президентом избран социалист Оланд. Но никакой национализации не произошло. Мы говорим не о национализации, а социальной справедливости, и намерены повысить налоги для богатых. В этом мы похожи на европейских социалистов, в том числе на Оланда: богатые должны платить больше. Разве можно, чтобы миллиардер и безработный, голодный человек платили одинаково за электроэнергию, за газ и так далее? Это несправедливо.

- Вы часто критикуете политику «коабитации» и говорите, что между политическими силами Саакашвили и Иванишвили нет существенной разницы. Как бы вы обосновали свою позицию?

- «Коабитация» - это обман народа! Это индульгенция за грехи, совершенные Саакашвили, причем совершал он их в прежние годы с помощью и при поддержке Иванишвили. Репрессивная система, существовавшая в стране, как и сама «революция роз», финансировалась из кармана Иванишвили. Именно он был главным спонсором того режима и закулисным руководителем всей внешней и внутренней политики президента Саакашвили.
Иванишвили решил лично влезть в политику только после того как понял: Саакашвили «спекся», у него кончается срок и он уходит. Иванишвили знал, что Мишико два-три раза предупредили в Белом доме: «Надо отдавать власть». И он решил вмешаться, чтобы, не дай бог, Лейбористская партия не пришла к власти. Так что, они друг от друга мало чем отличаются: политика, стиль, кадры, команды – все одно и тоже. Весь руководящий состав «революции роз», который помог в 2003 году Саакашвили захватить власть, сейчас оказался в окружении Иванишвили.

- Что нужно сделать, чтобы предстоящие 27 октября президентские выборы прошли справедливо и без нарушений?

- Саакашвили и Шеварднадзе десятилетиями создавали машину фальсификации выборов. Этим они и удерживали власть. У нас ведь как? Голосуешь за Павла, а пишут за Петра! Эта машина остается в силе: тот самый кодекс, те самые избирательные комиссии, в которых большинство принадлежит Иванишвили и Саакашвили. У моего главного конкурента – Георгия Маргвелашвили - есть 7 миллиардов долларов, весь капитал премьер-министра работает на него. Но мы не сдаемся и требуем внести изменения в кодекс. Например, настаиваем, чтобы участие в выборах для граждан Грузии стало обязанностью, а не только правом. Выборы ведь проходят раз в 4-5 лет. Если гражданин не приходит, не участвует, значит, он не любит свою страну, не уважает свое гражданство. Норма обязательности участия в выборах широко распространена в Европе. Во Франции и Австрии предусмотрен штраф за неучастие, а в Греции и Турции вообще тюрьма. В конце концов, либо мы, грузины, проникнемся ответственностью за судьбу страны, либо потеряем родину. Европа обязана заставить Иванишвили принять эти нормы. Тем более что он остается гражданином Франции.

- Кого вы считаете своим возможным конкурентом или наоборот союзником в случае выхода во второй тур президентских выборов?

- Я уже потребовал от тех, кто также называет себя оппозиционерами, снять свои кандидатуры в мою пользу еще до первого тура. Некоторые решили участвовать не для победы на выборах, а лишь для того, чтобы поторговаться с Иванишвили об условиях снятия потом своих кандидатур и поохотится за его деньгами. Мы не можем дать им денег, но требуем уважать волю народа. Денег от нас люди не получат, но обретут свободную и счастливую родину. Мы готовы пригласить их в наше коалиционное правительство. Так что, мы можем победить и без второго тура, если оппозиция прекратит безнравственно торговаться с миллиардером судьбами родины.

18200 просмотров