Вестник Кавказа

Расим Мусабеков: «В этом последнем обострении виновата армянская сторона»

Расим Мусабеков: «В этом последнем обострении виновата армянская сторона»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

9 августа в Сочи президент России встретиться со своими коллегами из Азербайджана и Армении. В ходе встречи с Ильхамом Алиевым будут обсуждаться вопросы российско-азербайджанского сотрудничества, совместные шаги по продвижению перспективных взаимовыгодных проектов, прежде всего в сферах энергетики, инвестиционной и межрегиональной кооперации. В ходе встречи с Сержем Саргсяном стороны коснуться проблем политического, торгово-экономического и гуманитарного взаимодействия между двумя странами. Особое внимание будет уделено процессу присоединения Армении к договору о Евразийском экономическом союзе.
Пройдет ли отдельная встреча Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна для обсуждения путей решения карабахской проблемы, пока не известно. Ситуация усугубляется также беспрецедентном за последние годы усилением напряженности на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск. Ситуацию в интервью «Вестнику Кавказа» прокомментировал член комитета по международным отношениям и межпарламентским связям Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков.

- На ваш взгляд, почему обострился конфликт?

- Во-первых, этот конфликт не одномоментно обострился. С начала года подобного рода перестрелки были. Сейчас армяне объявляли о том, что это самые большие потери с начала года в результате перестрелок на границе. То, что последнее обострение инициировано со стороны армян, не вызывает сомнений. Это подтверждает тот факт, что и президент и министр обороны отсутствовали на этот момент в стране. Армяне и до этого заявляли, что будет «возмездие».
В ответ Азербайджан уже мобилизовал тяжелую технику, вывел самолеты. Это показатель возможного возобновления широкомасштабных военных действий. И армянская сторона тут же побежала, Серж Саргсян поехал в Бельгию встречаться с Франсуа Олландом и просить у него, видимо, политической поддержки; собирал послов. Факт остается фактом - в этом последнем обострении виновата армянская сторона и, я думаю, что армяне не останутся без адекватного наказания.

- Как вы думаете, на что рассчитывала Армения, организовав эту диверсию?

- Авантюристы полагали, что они могут так поступить, а потом, когда поднимется Азербайджан, мобилизует силу и возникнет угроза возобновления широкомасштабных военных действий, вмешаются другие страны и остановят конфликт. А для своей внутренней аудитории Армения будет выглядеть как наказавшая Азербайджан сторона. А с другой стороны, я думаю, что армяне всячески пытаются добиться от международных посредников давления на Азербайджан и вынудить его согласиться на условия, которые могут заморозить ситуацию. Они хотят, чтобы посредники взяли [с Азербайджана] обязательства о неприменении силы, чтобы они заставили Азербайджан отказаться от какого-либо военного давления на Армению, а статус-кво заморозит выгодные для них конфигурации.

- Можно ли напряжение на линии соприкосновения войск связать с контекстом общей геополитической ситуации в мире, скажем, можно ли считать, что борьба Запада и России перенеслась на Южный Кавказ?

- Не думаю. Есть конспирологические теории, которые формулируются в следующих выражениях, мол, Москве было выгодно обострение и в Палестине, и в Ираке, и в Крабахе, чтобы отвлесь внимание США и Европы от Украины. Я думаю, что это достаточно умозрительная конструкция если судить по тому, что МИД России отреагировал одним из первых на обострение ситуации по линии фронта. Именно из России последовало предложение оперативно организовать консультации в отдельности с президентами Азербайджана и Армении уже в начале августа, а если разговор получиться, то и организовать встречу президентов, чтобы снизить напряжение.

- Насколько для России важно и актуально урегулирование нагорно-карабахского конфликта в условиях ухудшения политических и экономических отношений с Западом?

- Давайте не будем обманываться, освободиться от этого конфликта в короткие сроки невозможно и выход из него, даже если наметиться реальный процесс, затянется еще лет на 10. Вопрос заключается в том, что без продвижения урегулирования, риски возобновления военных действий растут, и надо оценивать ситуацию так - что может дать реальное продвижение в урегулировании России. Думаю, что перевод конфликта в горячую фазу не выгоден никому. Страна, которая сможет продвинуть вперед урегулирование, свести к минимуму риск возобновления боевых действий., может рассчитывать и на серьезные геополитические дивиденды, как со стороны Азербайджана, так и в целом с точки зрения успокоения региона.

- Чего ожидать от предстоящей встречи в Сочи?

- Затрудняюсь сказать. Я даже не уверен, что удастся конструктивно построить разговор, чтобы в итоге состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана. Такую встречу организовать возможно при непосредственном участии Владимира Путина.
Но хочу напомнить, что в конце декабря президенты встречались, однако до сих пор не удается согласовать конструктивную повестку нового раунда переговорного процесса. Армения вначале хочет добиться от Азербайджана согласия на сецессию Нагорного Карабаха и прихватить под название «коридор» еще значительный кусок азербайджанской территории, а лишь потом разговаривать об освобождении других [районов Азербайджана], то есть она хочет вести торг с Азербайджаном по азербайджанской территории, это абсолютно неприемлемо. Те же самые Мадридские принципы требуют вначале вывода армянских сил из пяти районов, из части Лачинского района, потом возвращения беженцев и лишь потом решения проблемы статуса. Однако армянская сторона всячески этот процесс саботирует, хотя и заявляет на словах, что принимает предложения сопредседателей МГ ОБСЕ, а Азербайджан не желает это делать. В действительности же все обстоит с точностью до наоборот.

 

12925 просмотров