Немецкий политолог, специалист по постсоветскому пространству, специализирующийся на проблеме Нагорного Карабаха, Хайко Лангнер в интервью "Вестнику Кавказа" высказал свою точку зрения на этот конфликт.
Продолжение. Начало см. Хайко Лангнер: "В основе карабахского конфликта - армянские территориальные претензии"
- Господин Лангер, как бы вы оценили последствия карабахской войны для Армении и Азербайджана?
- Разразившаяся в начале 1990-х война стала для сторон конфликта гуманитарной, экономической и социальной катастрофой. В общей сложности погибло около 30 тысяч человек, более миллиона стали беженцами и вынужденными переселенцами. В Азербайджане практически каждый девятый гражданин является беженцем или вынужденным переселенцем. До войны в Сирии это была наивысшая "квота" на душу населения в мире. Условия жизни вынужденных переселенцев и беженцев долгое время были крайне тяжелыми, у многих было лишь временное жилье.
В 2005-2006 годах Азербайджан начал продавать в больших объемах нефть и переживать экономический подъем. Вместе с этим улучшилось и положение беженцев и вынужденных переселенцев. Палаточные городки были постепенно заменены полноценными поселками для беженцев, которые зачастую не уступают городам среднего масштаба. Я посещал как старые, так и новые городки для беженцев и вынужденных переселенцев, и на месте убедился, что условия жизни в новых поселениях вполне удовлетворительны. При этом я заметил, что люди, несмотря на благодарность государству за построенное жилье, испытывают боль от утраты родины и хотят вернуться в свои бывшие места проживания, что пока невозможно из-за военной оккупации Армении. Они говорят: «Мы не хотим новых домов, мы хотим вернуться на свою старую родину».
- И как, по-вашему, эти люди смогут получить возможность вернуться в свои дома?
- Международное сообщество, ООН и ОБСЕ срочно должны начать уделять больше внимания судьбе внутренних переселенцев и оказывать давление на Армению, заставив ее отказаться от своей непримиримой позиции и начать незамедлительный вывод войск, как минимум, из оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха. Это даст начало экономическому восстановлению этих регионов, а внутренние переселенцы смогут вернуться в свои дома. Таким образом в значительной степени была бы решена проблема статус-кво.
- Какой реальный ущерб понесли и несут до сих пор Азербайджан и Армения в результате конфликта?
- Если рассматривать этот вопрос с точки зрения материального ущерба, то Азербайджан понес ущерб примерно в размере 60 млрд долларов, который страна благодаря успешному экономическому развитию поразительно хорошо сумела перенести. Основа экономического процветания страны была заложена благодаря политическому таланту бывшего президента Гейдара Алиева, подписавшего нефтяные контракты с западными фирмами. Заработанные нефтедоллары были вложены в развитие экономики страны, что положительно сказалось на занятости и уровне жизни населения. Стратегия экономического развития, выбранная Азербайджаном, является принципиально верной, и она должна обеспечить полное устранение все еще существующей, хоть и значительно снизившейся в своих масштабах, бедности в стране.
Социально-экономическая ситуация в Армении является практически зеркальным отражением положения Азербайджана. В войне Армения выиграла в военном отношении, однако, в своем развитии страна была отброшена назад на несколько десятилетий. Армения традиционно бедна природными ресурсами и вынуждена рассчитывать на перерабатывающую промышленность. С распадом СССР исчезли многие рынки сбыта армянских товаров, а вследствие обусловленного войной торгово-экономическое эмбарго со стороны Азербайджана и Турции у Армении возникли серьезные проблемы с обеспечением энергией собственной экономики и частных домашних хозяйств. Азербайджан не пропускает нефтяные и газовые поставки в Армению, в результате чего Россия полностью взяла на себя обеспечение Армении энергоресурсами. Это означает более протяженный и дорогой импорт энергоресурсов через Грузию, а также цементирование зависимости от других государств. Даже самообеспечение электроэнергией нестабильно, поскольку находящаяся в сейсмоопасной зоне Мецаморская АЭС находится далеко не в лучшем техническом состоянии. В результате проводимых технических работ регулярно происходят перебои в подаче электроэнергии. Как-то несколько недель назад почти вся страна была обесточена, поскольку один из кабелей подачи электроэнергии из Ирана оказался дефектным.
Как минимум, треть населения Армении живет в глубокой бедности. Если к этому прибавить население, живущее в относительной бедности или находящееся под угрозой бедности, то станет ясно, что более половины населения Армении проживает в тяжелых экономических условиях. Согласно опросам, каждый второй гражданин Армении предпочел бы уехать из страны на заработки, если бы существовала такая возможность. В прошлом эта тенденция касалась, в первую очередь, высококвалифицированных специалистов мужского пола, а также лиц с высшим образованием. Естественно, что это имеет негативные последствия для демографического развития общества. Напряженная ситуация в Армении еще больше усугубляется из-за целенаправленного наращивания Азербайджаном военной мощи, поскольку Армения вынуждена из-за этого перенаправлять значительные финансовые средства из гражданского сектора в военный, инвестируя в развитие и поддержание собственных вооруженных сил.
- Означает ли усиление Азербайджаном своей военной силы подготовку к военной операции по возвращению под свою юрисдикцию оккупированных территорий?
- Несмотря на значительный риск возобновления войны, на мой взгляд, Азербайджан, наращивая собственную военную мощь, не преследует непосредственно цели начать освободительную войну за возвращение Карабаха. В куда большей степени ставка делается на то, что Армения в результате изматывающей гонки вооружений будет вынуждена вывести собственные войска с оккупированных территорий. Экс-президент Армении Левон Тер-Петросян ближе к завершению своих президентских полномочий заявил, что Армения не сможет вынести такого давления со стороны Азербайджана, поэтому необходимо найти компромисс. Однако он не смог отстоять свою точку зрения и был вынужден сложить полномочия.
Цена продолжения этой политики оккупации для Армении – структурная экономическая отсталость, бедность, постоянная массовая миграция и связанная с ней демографическая убыль населения. Может быть, в один прекрасный день молодое поколение задастся вопрос о том, стоит удерживать статус-кво такой ценой. Иногда нагорно-карабахский конфликт напоминает мне германо-французскую кровную вражду, продлившуюся 150 лет, в корне которой лежали претензии на владение Эльзас-Лотарингией. Мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта потребует от сторон отказа от максималистских позиций и готовности к компромиссам. Однако у меня сложилось впечатление, что большая часть населения Армении ввиду болезненного исторического опыта в настоящее время все еще предпочитает держаться за военные завоевания, пусть даже ценой указанных последствий. На мой взгляд, абсолютно нереалистичная идея «Великой Армении» является националистическим тупиком.