Спецпредставитель грузинского премьера по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе и замминистра иностранных дел Григорий Карасин практически одновременно подтвердили, что в начале марта намерены обсудить возможность встречи между руководителями России и Грузии. Впрочем, бывший посол Грузии в РФ, в недавнем прошлом один из самых влиятельных грузинских политиков Эроси Кицмаришвили сказал в интервью «Вестнику Кавказа», что правящая коалиция упустила время для прорывных решений в отношениях с Россией.
- Насколько оправдан оптимизм относительно будущей встречи на высшем уровне?
- Я не жду прорывов в российско-грузинских отношениях. Несмотря на смягчение риторики с обеих сторон, раздражители остаются теми же - стремление Грузии в НАТО и проблемы Абхазии и Южной Осетии. Грузинское общество по-прежнему подвержено антироссийской пропаганде со стороны партии Саакашвили «Единое национальное движение», которое никуда не исчезло. Так что для нынешней власти это состояние цугцванга. И не стоит ожидать хороших решений и хороших ходов.
- Почему вы считаете, что возможности для диалога и стратегического компромисса исчерпаны, ведь только что с российской стороны прозвучало предложение о встрече на высшем уровне?
- У наших властей нет поля для маневра. С одной стороны, правительство Гарибашвили говорит о необходимости продолжения курса на вступление в НАТО, а с другой, стремится урегулировать отношения с Россией. Но Москва всегда будет жестко придерживаться признания Абхазии и Южной Осети. Правящая коалиция исчерпала внутриполитический ресурс для прорывных решений и компромисса с Россией. Это был годовой, максимум полуторагодовой «коридор» после победы «Грузинской мечты» на парламентских выборах 2012 года. Сейчас же «Национальное движение» обрело возможность контролировать внешнеполитические шаги правительства.
Рейтинг правящей коалиции постепенно уменьшается. Ей трудно решать социальные, экономические проблемы. В таких условиях власти будут опасаться давать своим оппонентам сильный аргумент в виде «капитулянтской позиции» по отношению к Москве. Потому что этот аргумент уже может быть воспринят всерьез в обществе, на фоне слабеющей власти. Другое дело, что год или полтора назад политическая легитимность власти была куда выше. Тогда она могла рискнуть принять спорные и противоречивые внешнеполитические решения. Теперь уже нет - слишком много накопилось нерешенных проблем и невыполненных обещаний.
Если сегодня власти откажутся от стремления в НАТО или подписания ассоциации с ЕС во имя урегулирования отношений с Москвой, это вызовет такую бурю и такой прессинг со стороны оппозиции (то есть соратников Саакашвили), что «Грузинская мечта» рискует потерять всё. Так что, возможности для немедленных компромиссов власть исчерпала. Остается лишь тактика постепенных шагов и долгосрочная перспектива - тихо, медленно двигаться в сторону Запада, одновременно вести диалог с Москвой и искать точки соприкосновения интересов. Именно это сейчас и происходит. Поэтому, если даже встреча нашего президента или премьера с Владимиром Путиным и состоится, прорывов ожидать не стоит.