Сегодня в Азербайджане прошел референдум по внесению поправок и дополнений в Конституцию республики. О референдуме, реформах, об азербайджанской молодежи и о театре "Вестнику Кавказа" рассказал директор Азербайджанского государственного академического национального драматического театра, народный артист, председатель правления Союза театральных деятелей республики, профессор Азер Паша Немятов.
- Как вы считаете, насколько Азербайджану необходимы поправки и дополнения в Конституцию?
- Зная нашего президента, видя, что он делает для государства, могут сказать, что референдум направлен на улучшение жизни людей, на поддержку государственности. Я уверен, что завтра наша жизнь станет еще лучше. Причем в этом момент я думаю не столько о себе, сколько о той молодежи, которая живет в Азербайджане. У нас молодежи намного больше, чем пожилых людей: 73% молодежи, а остальные старики. Это референдум для них, чтобы наше будущее было процветающим. Наша страна уже многое доказала, даже пройдя через страшную войну, которая еще не закончена. Может быть, некоторые наши соседи не жалели процветания Азербайджану, но наша страна успешно идет по тому пути, по которому ее направил Гейдар Алиев. Мы богаты не только нефтью. Азербайджан - древняя страна. Здесь и культура, и музыка, и кино, и спорт. Каждую Олимпиаду наши спортсмены добиваются больших успехов. ЮНЕСКО многие наши объекты признает культурным достоянием планеты. Во многом этому способствовала Мехрибан ханум [Алиева]. Народ любит и президента, и первую леди, доверяет этой семье. Теперь, надеюсь, Азербайджан больше узнают, больше полюбят, больше станут ценить.
- Один из пунктов изменения Конституции связан с возрастным цензом для избрания в парламент. Вы считаете, это правильно?
- Правильно. Я сам немолодого возраста человек, но помню молодость. Я жил при Советском Союзе, и хотя я комсомольцем не был, пытался участвовать в молодежных делах. Но всегда были какие-то препятствия. А сейчас для молодежи открыты все пути - действуй, доказывай, что ты талантливый, знающий, понимающий. Сейчас есть нанотехнологии, есть столько много новых отраслей, где можно себя реализовать. Азербайджан - открытое государство. Я горжусь тем, что Азербайджан помогает и другим странам. Мы помогаем открывать школы в Афганистане, в Пакистане. Я мечтаю, чтобы Азербайджан процветал. Я очень хотел бы увидеть свою страну лет через 100, 200, 300, хотя знаю, что это нереально. Но если мы с этого пути не свернем, то многого достигнем.
- Современная молодежь рождена уже не в эпоху советских ценностей. Насколько этот новый парламент отвечает велению времени?
- Я очень люблю нашу молодежь, потому что тесно общаюсь с ней. В театре у меня два молодых режиссера. Одному 25 лет, другому 29. Это очень грамотные ребята, очень интересные, я даже с ними советуюсь и получаю очень интересные результаты. Они знают мир, технологии, интернет. Если раньше я что-то хотел узнать, услышать, то искал какие-то книги и не мог найти, я мог только мечтать о том, чтобы попасть на гастроли какого-то театра. А сейчас молодые через интернет видят все спектакли, режиссеров, читают их интервью, читают книги. Возможностей намного больше. Но XXI век непростой. Будет очень много всплесков. И главной силой, конечно, будет молодежь. Так всегда было - студенты целые государства переворачивали, то есть революций делали. Слава богу, нам переворачивать ничего не надо. Но нам нужно развитие. Наши молодые специалисты оканчивают Гарвард, оканчивают Мичиганский университет, оканчивают французскую Сорбонну, английские или российские вузы, а потом возвращаются домой и продолжают свою работу. Это молодежь, которая знает языки, разные культуры, это люди XXI века. Эта молодежь многого добьется.
- Каково ваше отношение к институту вице-президентства, который будет введен после референдума?
- Видимо, в этом есть необходимость. Я очень доверяю президенту Ильхаму Алиеву. Если он считает, что это нужно, значит нужно.
- Расширение полномочий президента, который сможет распускать парламент, увеличение президентского срока до семи лет - насколько это позволит президенту проводить реформы?
- Ничего худого я в этом не вижу. Я надеюсь на реформы с сферах образования, медицины, культуры, сельского хозяйства, машиностроения, ВПК.
- Получится ли вследствие реформ уйти от этой советской инертности? Не секрет, что в некоторых районах население бездействует, ожидая создания аналогов совхозов или колхозов, мобилизующих на работу.
- У нас дискредитировали понятие колхоз. Что плохого в коллективном хозяйстве? Если ты как бизнесмен можешь один руководить хозяйством это одно, а если объединяются несколько человек, что в этом плохого? Это тоже проявление гибкости, это современный подход. Я сейчас собираюсь ставить пьесу, которая была написана в 1930-е годы. Там главная героиня Алмаз приезжает работать учителем как раз в такое коллективное хозяйство и ей приходится преодолевать много сложностей. Сложности в те времена был вызваны отсутствием консенсуса. Но сегодня я считаю, что и то, и другое должно иметь право на жизнь. Необходимо развивать наше сельское хозяйство. Кто-то берет в аренду землю, кто-то берет банковский кредит, чтобы сделать виноградники, сеять пшеницу.
- Как грядущие изменения отразятся на азербайджанском театре?
- Насчет театра и молодежи уже было несколько важных президентских указов. С 2009 года уже многое сделано. Все театры отремонтированы. Остался только оперный театр, который должны тоже отремонтировать. Причем в театрах появились новые технологии. Если раньше приходилось кричать, руководя работой художников по свету, звуковиков, то теперь они сидят рядом с тобой и все делают на компьютере. Но мы хотим идти еще дальше. Я уже не хочу работать со старыми прожекторами, я знаю, что существуют светодиодные прожекторы LED. Надеюсь, они появятся у нас в Баку. У меня весь технический состав прекрасно работает, прекрасно знает все новинки. Они ездят, обучаются в разных странах. Теперь уже у них самих есть ученики, продолжатели. Все это реально, просто надо трудиться во благо.