Вестник Кавказа

Армянский эксперт: "Разговоры о желании России поглотить нашу армию – бессмысленны"

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван

По итогам состоявшихся две недели назад переговоров главы военных ведомств Армении и России заявили о завершении работ по подготовке к подписанию соглашения о создании Объединенной группировки войск (ОГВ). На вопросы «Вестника Кавказа» о задачах группировки, ее перспективах и значении для обеих стран отвечает политолог Арман Геворкян.

- Что даст Еревана ОГВ Армении и России, предварительная договоренность о создании которой была достигнута еще в 1998 году?

- По оценкам США и НАТО, армия России является в мире второй по силе после американской. Логика подсказывает, что взаимодействие со второй по силе армией в мире, проведение с ней совместных учений будет способствовать повышению профессионального уровня и боеспособности армянской армии. В ОГВ войдут 4-й армейский корпус Минобороны Армении и 102-ая российская военная база. Группировку возглавляет бывший командующий 4-м корпусом, генерал-майор Андраник Маркарян. Этот корпус в основном прикрывает армяно-нахичеванскую границу. ОГВ помимо повышения боеготовности нашей армии, повысит и также безопасность Армении. Большое значение имеет то, что большинство старших и высших офицеров проходили обучение в высших военных учебных заведениях России. Таким образом штабные структуры Армении и России очень схожи.  Кроме того, у двух стран схожее вооружение. Есть практика совместных учений и штабных игр. Подобная боевая группировка может без труда быть интегрирована в боеспособное и эффективное соединение.

- Какие цели и задачи преследует Россия?

- Южный Кавказ это зона стратегических, экономических и геополитических интересов России, которая также защищает в Армении свою собственность – газопровод и множество других энергетических объектов. В стратегическом плане 102-я база в Армении остается достаточно важной. Хотя ее численность невелика, но с территории Армении рукой подать до Ближнего Востока. Поэтому для России очень важно здесь иметь полноценное военное присутствие.

- Некоторые эксперты опасаются этого соглашения и предупреждают о том, что Россия преследует свои "имперские интересы", стремясь под контроль армянскую армию. ОГВ это новое явление или в мире есть аналоги?

- В мире есть много совместных соединений, прежде всего, в рамках войсковых подразделений НАТО. Речь идет о франко-германской бригаде, германо-голландском,  германо-датско-польском корпусах. Однако никто не говорит, что Германия поглотила армии этих стран. Разговоры о том, что российская армия поглотит нашу армию, или о том, что  создание ОГВ  угрожает суверенитету Армении, бессмысленны. Они ведутся людьми, которые не являются специалистами в вопросах военного строительства. Именно эти эксперты именно говорят о том, что не надо доверять России. Но для того чтобы предъявить претензии, нужно привести аргументы. Пусть эти круги приведут свои аргументы. Пока таковых не было.

- Как вы охарактеризуете реакцию армянского общества на создание ОГВ?

- Каких-либо социологических исследований на эту тему не проводилось. Точка зрения экспертных кругов является различной и спорной, потому что часть экспертов настроена тенденциозно и выдает свое мнение за мнение народа. Общество в целом не информировано о вопросе создания ОГВ, о том, что это за группировка, какие она преследует цели. Поскольку нет полноценной информации, то общество питается тем, что публикует пресса. А пресса во многом предоставляет мнения тех экспертов, которые не являются специалистами в этом вопросе.  Общественное мнение пока не сформировалось. О реакции общества еще рано говорить. Когда начнется реальный процесс формирования ОГВ и будет больше информации, то и сформируется мнение. Но скорее всего, оно будет позитивным, ведь речь идет о вопросе повышения безопасности.

22925 просмотров