Вестник Кавказа

Давид Петросян: Не подписание документа об основных принципах урегулирования станет крупной неудачей встречи в Казани

Беседовала Сусанна Петросян, Ереван

В преддверие трехсторонней встречи президентов России, Армении и Азербайджана, которая состоится 24 июня в Казани, политики и эксперты дают различные оценки и прогнозы. На вопросы "Вестника Кавказа" о возможных сценариях на встрече в Казани и последствиях для региона подписания или не подписания соглашения о базовых принципах, отвечает политический обозреватель информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян.


- На Ваш взгляд, какие сценарии встречи в Казани возможны. В частности, будет ли подписан документ о базовых принципах урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, или возможно будет подписан какой-то другой документ?

- Не подписание документа по основным принципам урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта будет считаться крупной неудачей саммита трех президентов в Казани. То есть, любой другой документ, который может быть подписан во время этой встречи: будь-то заявление о том, что стороны намерены урегулировать конфликт только мирными средствами, или, предположим, какое-то решение об отводе снайперов, которое, кстати, трудно проконтролировать и выполнить и т.д., не компенсируют документа об основных принципах. Это первое.

Второе: сегодня вероятность подписания соглашения об основных принципах урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта выше, чем 10 лет тому назад в Ки-Уэсте. Тогда стороны вели очень серьезные переговоры и достигли весьма серьезного сближения позиций. Более того, в Ки-Уэсте даже был подготовлен черновой документ окончательного решения, но, в конце концов, это все сорвалось.

Кроме того, сегодня вероятность подписания указанного документа выше, чем в Ки-Уэсте, с учетом системного и беспрецедентного давления на стороны конфликта со стороны стран-посредников в лице России, США и Франции. Хотя вероятность, как я уже сказал, выше, чем 10 лет тому назад, но, тем не менее, я все-таки считаю, что для подписания вероятность недостаточно высока. Это связано с тем, что по-прежнему, стороны остаются на принципиально противоположных позициях по ряду ключевых вопросов. И это несмотря на то, что переговоры по документу длятся почти четыре года.

Хочу подчеркнуть, что все сказанное мною является лишь анализом различных сообщений СМИ, ибо сам документ об основных принципах так и не был опубликован накануне встречи в Казани.

- Какие последствия для региона будет иметь подписание или неподписание соглашения об основных принципах урегулирования конфликта?

- Подписание указанного документа еще не является подписанием мирного соглашения. Образно выражаясь, подписание соглашения об основных принципах урегулирования - есть подписание "Конституции урегулирования конфликта". А в конституции отфиксированы некоторые пункты, за пределы которых невозможно будет выйти в последующем не только действующим президентам Армении и Азербайджана, но и их преемникам. То есть отказаться в последующем от этого документа будет невозможно. Об этом нигде не говорится, но этот документ именно так и составлен.

- В таком случае, если соглашение о базовых принципах является лишь "Конституцией урегулирования конфликта", каков дальнейший порядок урегулирования?

- После "Основных принципов урегулирования", должно быть разработано "большое" политическое или мирное соглашение, которое базируется на этих основных принципах. "Большое" политическое соглашение должны представить посредники уже после подписания основных принципов. То есть сначала подписание базовых принципов, потом подготовка, а затем и подписание "большого" политического или мирного соглашения. Причем, я не знаю как насчет первого документа, в области государственного права я не специалист, но второе соглашение, должно быть ратифицировано парламентами, подписавших его субъектов. Скорее всего, в разработке и подписании "большого" мирного или политического соглашения будет принимать участие также и Нагорный Карабах. Это в случае подписания, а в случае не подписания сохранится статус-кво в зоне конфликта.

- Некоторые эксперты говорят о возможности возобновления боевых действий в зоне конфликта. Какого мнения придерживаетесь Вы?

- По вопросу возобновления военных действий, я считаю, что вероятность этого существует, но пока она не высока. Хотя стороны конфликта накопили значительный запас оружия, но по положению на сегодняшний день тот, кто начнет боевые действия, окажется в политически проигрышном положении. Это следует и из Довильского заявления президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в котором ясно сказано, что агрессор будет осужден. Согласно заявлению, "в случае же затягивания процесса будет поставлена под сомнение приверженность сторон к достижению договоренности". То есть, если документ не будет подписан, независимо от того по вине какой из сторон конфликта, страны-посредники не будут разбираться в том, кто прав, а кто виноват, а будут поставлено под сомнение приверженность обоих сторон к достижению договоренности. Это очень серьезная фраза Довильского заявления. Как все будет осуществлено в реальной политической жизни, мы увидим позже, не сейчас и не сразу.

- Тем не менее, в случае подписания указанных соглашений, как весь этот процесс как отразится на регионе?

- Если стороны подпишут соглашение по основным принципам урегулирования конфликта, а затем "большое" политическое соглашение, в случае реализации последнего, по замыслу стран-посредников, создастся приблизительно следующая ситуация: армянские подразделения будут поэтапно выведены из всех районов вне границ бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, кроме Лачинского района, в регион будут введены силы по поддержанию мира, которые встанут между противоборствующими сторонами, азербайджанские внутренние перемещенные лица возвратятся в места прежнего проживания, прежде всего за пределами Нагорного Карабаха, затем будут разблокированы коммуникации, а Нагорному Карабаху будет предоставлен временный статус. Очевидно, что НК будет выведен из международной изоляции и очевидно то, что этот временный статус не может быть ниже нынешнего статуса. А нынешний статус это - де-факто независимость НК от Азербайджана. Далее стороны уже должны будут вести переговоры о сроках и порядке проведении референдума, который должен обеспечить статус НК.

До того как стороны придут к соглашению по порядку и времени проведения референдума, международный статус Нагорного Карабаха не может претерпеть изменений.

- Какова будет позиция Турции в этом случае?

- Я думаю, что Турция будет приветствовать этот процесс и, скорее всего, у Анкары не будет убедительных причин для деблокады сухопутных границ с Арменией. Что касается процесса нормализации армяно-турецких отношений, то, скорее всего, он возобновится.
28645 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября