Вестник Кавказа

ИНИЦИАТИВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ АКТУАЛЬНА И ДЛЯ ЮЖНОГО КАВКАЗА

Мария Сидельникова

Убежден руководитель Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов

- Как бы вы могли охарактеризовать итоги последней встречи руководителей стран СНГ, на которой обсуждались вопросы, связанные с выработкой стратегии экономического взаимодействия?

- Уже сам факт интенсификации контактов на самом высоком уровне между странами СНГ и контактов в экономической сфере позитивен. Он показывает, что лидеры государств СНГ, политические элиты наконец-то стали осознавать очевидный факт - выход сложившейся ситуации, созданной глобальным финансовым кризисом лежит в плоскости развития интеграционных проектов самого разного уровня, большинство из них как раз и были обозначены в рамках упомянутой стратегии взаимодействия на 2009-2011 год.

- Какие направления сотрудничества, судя по решениям астанинского форума, будут в ближайшее время приоритетными?

- По-прежнему, речь идет о разноуровневой и разноскоростной интеграции. Это означает, что есть группа государств, стран-участниц СНГ, которые вышли на более высокий уровень взаимодействия в рамках различных интеграционных проектов, главным из которых является ЕврАзЭС. Речь идет о России, Казахстане и Белоруссии. Видимо, уже согласовано большинство параметров Таможенного союза, и заявлено о том, что с 1 января 2010 года внутренние таможенные барьеры будут постепенно ликвидированы. Помимо зоны свободной торговли, эти три, перечисленные мной страны, станут участницами единого таможенного пула. Это первый и на данный момент самый высокий уровень взаимодействия. Кроме того, мы знаем, что такие страны, как Киргизия, Таджикистан, Армения также настроены на развитие более тесных экономических связей в рамках постсоветского пространства, в рамках тех экономических структур, которые непосредственно реализуют заявленные лидерами стран СНГ торгово-экономические, инновационные проекты, проекты в сфере энергетики.
Но ни Киргизия, ни Таджикистан, ни Армения в силу целого ряда субъективных и объективных причин пока не готовы выходить на уровень, обозначенных в формате Таможенного союза. Для них открываются возможности участия в целевых программах, и постепенное подключение к более тесному, высокому уровню интеграционного взаимодействия. А целевые программы - развитие агропромышленного комплекса, взаимодействие в сфере рационального использования водных ресурсов. Задача номер один - может быть пока текущая, ситуативная задача - участие в совместной реализации комплекса антикризисных мер. В связи с чем возникает потребность в таких структурах, как Евразиийский банк развития, ведь речь идет о более серьезной проработке в области ведения региональных валют. Насколько я понимаю, об этом тоже шла речь на астанинском форуме.
Уже сейчас возможно создание транспортных коридоров, которые бы связали страны СНГ с внешним пространством: с одной стороны - со странами Евросоюза, а с другой - с Китаем и странами Азиатского Тихоокеанского региона. В этом направлении тоже намечены определенные проекты, которые в случае их реализации, будут работать уже на долгосрочную перспективу. Стратегия, определенная на встрече в Астане, не предполагает выстраивания каких-то замкнутых экономических пространств, наоборот, речь идет о создании интеграционного потенциала как инструмента вхождения в дальнейшие глобальные экономические процессы. Вместе двигаться гораздо проще, чем совершать движение в ВТО поодиночке.

- Не станет ли создание Таможенного союза препятствием при вступлении в ВТО для России и Казахстана?

- На эту тему уже высказались и премьер Путин, и вице-премьер Шувалов - создание Таможенного союза наоборот должно ускорить согласование позиций, необходимых при вхождении в ВТО. Другой разговор, удастся ли сформировать и сохранить эту консолидированную позицию? В этом случае для России и Казахстана мы видим огромные выгоды, именно не разноскоростного, а синхронного вхождения в ВТО. Так что это скорее плюс.

- Насколько государства Южного Кавказа, прежде всего Армения и Азербайджана, будут вписываться в эту стратегию экономического взаимодействия?

- Азербайджан демонстрирует достаточно позитивные результаты в борьбе с кризисными явлениями в экономике, пока каких-то видимых проблем экономика этой страны не испытывает. Но это вовсе не означает, что кризис полностью миновал Азербайджан и, я думаю, что как прагматичный и очень рациональный политик Ильхам Алиев понимает, что ключ к стабильному устойчивому развитию - в реализации интеграционных проектов с ближайшими соседями и партнерами. Мне кажется, что для Азербайджана будут приоритетны проекты, связанные с идеей Организации каспийского сотрудничества. Вопрос рационального использования каспийских ресурсов, решение правового статуса Каспия, создание единых транспортных коридоров - все это будет положительно сказываться на развитии азербайджанской экономики. И в Баку это прекрасно понимают.
Другое дело, что превратить Южный Кавказ в экономически единый регион сейчас практически невозможно по причинам политического характера. Но к Тбилиси, и к Баку, и к Еревану постепенно приходит осознание того, что нерешенные конфликты, эскалация напряженности уже сейчас сдерживают громадный потенциал, заложенный в разных формах в этих странах. С этой точки зрения, инициатива России и Казахстана по формированию общей экономической стратегии актуальна и для государств Южного Кавказа. Есть надежда на то, что разум все-таки восторжествует, интеграционная составляющая и в политике, и в экономике станет доминирующей в отношениях между этими государствами. Думаю, что именно на это и стоит рассчитывать, возможно, не в ближайшее время, но в перспективе. Другой альтернативы эффективного взаимодействия просто нет.

16995 просмотров