Москва и Пекин рассматривают возможное размещение американской системы ПРО в Южной Корее как угрозу безопасности и ведут совместную работу с целью урегулировать ситуацию, заявил агентству Sputnik посол России в КНР Андрей Денисов. Переговоры США и Южной Кореи о размещении THAAD стартовали в начале марта после ядерного испытания КНДР 6 января и запуска баллистической ракеты со спутником 7 февраля, что нарушает резолюции СБ ООН.
"Нам, специалистам, стоит подумать, как найти выход из нынешней ситуации. Первое ядерное испытание в Северной Корее было произведено в 2006 году. Прошло 10 лет, было принято уже достаточно резолюций, заявлений, беспрецедентный санкционный режим, но этот режим не дал результата пока. Мы видим только интенсификацию ракетной ядерной программы КНДР", - говорит руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин.
По его мнению, санкции не работают, что подтвердил пример Ирана: "Проблема казалась не решаемой, пока Тегерану не был предложен серьезный проект ответных мер, тех шагов, которые Запад готов сделать навстречу Ирану, если тот пойдет на свертывание программы, которая Западом рассматривалась как потенциально военная. Пока такого пакета Северной Корее не было предложено. Нынешняя ситуация будет воспроизводиться, пока Северной Корее не будет предложен пакет, учитывающий как интересы безопасности, так и интересы экономического развития Северной Кореи".
Жебин полагает, что такой пакет должен включать признание безусловного права Пхеньяна на мирный атом: "Если мировое сообщество, как утверждается, требует от Пхеньяна возвращения в ДНЯО, то этот договор прямо предусматривает право каждого государства на мирную энергетику, даже обязывает ядерные державы содействовать неядерным странам в развитии этого мирного атома, естественно, под международным контролем, задействованием МАГАТЭ и других международных институтов".
Кроме того, по мнению эксперта, пакет должен включать право Пхеньяна на мирное использование исследования космического пространства: "Пхеньян присоединился к соответствующему договору и подписал соответствующие конвенции. Он считает, что эти универсальные договоры стоят выше отдельных заявлений и резолюций Совета Безопасности. И в этом смысле у него есть определенные основания так считать".
Александр Жебин выразил недоумение в связи с тем, что ядерные державы и те страны, которые очень ревниво относятся к тому, что запускает Пхеньян, не обращают внимания на многочисленные запуски боевых ракет другими неядерными странами: "Эти неядерные страны являются либо перспективными коммерческими партнерами или намеренно используются великими державами в их геополитических интересах, например, Индия против Китая и так далее. Это указывает на явные двойные стандарты в отношении к КНДР, политика которой не устраивает США и мешает реализации их геополитических интересов в регионе. Одновременно США лояльно относятся к акциям в ракетно-ядерной области, особенно в области испытаний баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки, другими непризнанными ядерными державами".
Таким образом эксперт приходит к выводу, что компромисс и в области ракетных запусков, и в области мирного использования ядерной энергии – два ключевых элемента любой будущей сделки с Пхеньяном с тем, чтобы сначала заморозить его военные ракетно-ядерные программы, а затем встать на путь их постепенного свертывания.