Уважаемые главы государств! Уважаемые члены делегаций!
Прежде всего, позвольте выразить благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за высокий уровень организации Астраханского саммита, созданную атмосферу сотрудничества и пожелать всем успешной работы. Уверен, что наша деятельность в рамках Саммита будет способствовать конструктивному рассмотрению каспийской проблематики и повышению эффективности совместной работы по созданию договорно-правовой базы пятистороннего сотрудничества на Каспийском море.
В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что встречи на высшем государственном уровне являются главным фактором в деле активизации переговорного процесса по вопросам Каспийского моря. Как известно, Первый каспийский саммит состоялся в 2002 году в Ашхабаде. По нашему глубокому убеждению, именно Ашхабадская встреча глав прикаспийских государств стала импульсом к определению основных направлений сотрудничества прибрежных стран, выработке взаимоприемлемых подходов к решению многих вопросов, связанных с взаимодействием на Каспии.
Ее результаты легли в основу успешного проведения Каспийских саммитов в Тегеране в 2007 году и в Баку в 2010 году. Итоги вышеназванных трех форумов создали прочный фундамент для формирования нового качества отношений на Каспии. С момента начала проведения каспийских встреч на высшем государственном уровне нашими странами осуществляется совместная деятельность практически по всем основным вопросам партнерства на Каспийском море. Определяющей характеристикой этого процесса было и остается понимание того факта, что многосторонний диалог по каспийской теме должен вестись с полным учетом интересов всех его участников, строиться на принципах равноправия и взаимного уважения. Только так мы можем последовательно продвигаться к достижению общих решений, выходить на конкретные результаты и договоренности.
Туркменистан всегда исходил из того, что пятистороннее взаимодействие на Каспии – это объединяющий фактор, отражающий стремление наших государств к миру, согласию и эффективному международному сотрудничеству. Поэтому любые вопросы, даже самые сложные, должны обсуждаться в обстановке подлинного добрососедства и тесного партнерского взаимодействия.
Безусловно, для продвижения вперед нам необходимо сформировать современную правовую основу межгосударственных отношений на Каспийском море. В этом контексте хотел бы подчеркнуть, что в позитивном ключе идет работа над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. К настоящему времени мы смогли добиться значительного сближения позиций по большинству положений этого важного документа. Определяющим смыслом документа является наше общее твердое стремление и решимость сделать Каспий зоной мира, важным компонентом международной стратегической стабильности и безопасности, примером решения всех вопросов исключительно политико-дипломатическими средствами, на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств. В проекте Конвенции остаются еще некоторые не согласованные до конца моменты, но, думаю, при консолидации наших общих усилий мы выработаем по ним соответствующие взаимоприемлемые решения.
В этих целях, наряду с деятельностью Специальной рабочей группы, считаю целесообразным активизировать формат встреч и консультаций на уровне министров иностранных дел прикаспийских государств. Базовые принципы жизнедеятельности на Каспии, являющиеся одним из ключевых элементов будущего правового статуса, легли в основу Заявления Астраханского саммита глав прикаспийских государств. Подписание этого важного документа будет способствовать закреплению достигнутых результатов в деле формирования современных и жизнеспособных правил поведения на Каспии.
Уважаемые участники!
Важнейшее значение Туркменистан придает вопросам сотрудничества на Каспии в отдельных сферах. Как известно, на Бакинском саммите 2010 года активно обсуждались вопросы, связанные с мерами по сохранению водно-биологических ресурсов Каспийского моря. Понимая актуальность этой проблемы, наша страна выступила с предложением о разработке Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря.
Мы убеждены, что решение вопросов сохранения биоресурсов должно осуществляться на системной основе, через новые, четко прописанные международно-правовые механизмы, которые бы, в том числе, отражали ограничительные меры на вылов особо ценных пород рыб. Упорядочению взаимоотношений в этой области, формированию эффективной, отвечающей общепринятой международной практике основы сотрудничества будет способствовать создание в рамках Соглашения координационного органа – Комиссии по водным биологическим ресурсам Каспия.
Туркменистан инициировал и разработал проект еще одного важнейшего документа – Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море. Каспий – это зона повышенных рисков природного и техногенного характера, несущих потенциальную угрозу экологической системе моря. Поэтому создание здесь эффективных многосторонних механизмов взаимодействия по предупреждению и нейтрализации чрезвычайных ситуаций имеет первостепенное значение.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность главам прикаспийских государств, их правительствам за поддержку инициатив Туркменистана о разработке указанных Соглашений и внесении их для подписания в ходе Астраханского саммита.
Как известно, в настоящее время Туркменистан осуществляет председательство в Координационном комитете по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения Каспийского моря (КАСПКОМ). Мы со всей ответственностью подходим к этой миссии, считаем, что совместная работа по линии КАСПКОМ является важной составной частью наших общих усилий по сохранению уникального природного наследия Каспия. В этом контексте хочу отметить, что нашим странам удалось окончательно согласовать проект Соглашения о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря. Убежден в актуальности подписания данного документа, призванного дать системную направленность деятельности прикаспийских государств в этой сфере.
Уважаемые участники!
В числе основных направлений развития сотрудничества между прикаспийскими государствами мы видим активизацию торгово-экономических связей. Объемы взаимной торговли наших стран выражаются в солидных показателях. Однако, с учетом огромных природно-ресурсных, энергетических, индустриальных, транспортно-транзитных и других потенциалов прибрежных государств, со всей уверенностью можно сказать, что мы имеем все возможности для значительного наращивания экономического взаимодействия и вывода его на качественно новый уровень.
Естественно, что системные отношения в сфере экономики возможно выстраивать при наличии соответствующих правовых и организационных механизмов. В связи с этим предлагаю рассмотреть вопрос о подготовке проекта Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между прикаспийскими государствами.
Уверен, что такой многосторонний документ придаст новые импульсы расширению и упрочению наших экономических связей. Их действенность во многом будет связана с регулярностью контактов между правительственными структурами и деловыми кругами наших стран. Поэтому вношу предложение о создании постоянно действующего Каспийского Экономического Форума с проведением его заседаний попеременно в прибрежных городах наших государств.
Сегодня объективно повышается роль Каспийского бассейна как крупнейшего транспортного узла на Евразийском континенте. Это – стратегическое направление, которое открывает перспективы существенного наращивания торгово-экономических связей как между самими прикаспийскими странами, так и в плане их выхода на мировые рынки. Речь идет о создании принципиально новой архитектуры отношений между прикаспийскими государствами в транспортной сфере.
Территории наших стран являются естественным географическим пространством, связывающим Азию с Европой, обеспечивающим эффективное функционирование транспортно-транзитных и торговых коридоров по направлениям «Восток-Запад» и «Север-Юг». В этой связи считаю, что нашим государствам в ближайшее время необходимо приложить максимальные усилия для создания новых транспортных магистралей между Каспийским, Черным и Балтийским морями. Наряду с этим, по нашему мнению, следует серьезно поработать над вопросами формирования транспортной сети, соединяющей Каспийский регион с Ближним Востоком и Средиземноморьем, Южной и Юго-Восточной Азией. Практическое осуществление этих идей в первую очередь зависит от прочной правовой базы, регламентирующей отношения в транспортном секторе.
Принимая во внимание это обстоятельство и учитывая важность взаимной интеграции транспортных систем прикаспийских стран, обеспечения координации мультимодальных перевозок на региональном и глобальном уровнях, считаем целесообразным разработку проекта Соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море. Полагаем также важным создание Каспийского регионального транспортно-логистического центра как одного из элементов практического осуществления такого сотрудничества.
Уважаемые главы государств!
Бассейн Каспийского моря стремительно превращается в один из крупнейших мировых центров добычи и транспортировки углеводородов. Это – объективная данность, требующая адекватного восприятия. Туркменистан убежден, что сотрудничество прикаспийских государств в энергетической сфере является делом в высшей степени перспективным и многообещающим, способным придать мощный стимул региональному и международному развитию, инвестиционной активности, позитивно влиять на общую геополитическую обстановку в этой части земного шара.
Исходим из того, что на Каспии интересы наших государств в энергетической сфере не имеют глубинных противоречий. И хотел бы особо подчеркнуть, что мы против придания каким-либо нерешенным здесь вопросам политической окраски. Это в полной мере относится к перспективам прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря. В этом вопросе необходимо строго придерживаться общепризнанных международно-правовых норм, принципов взаимного уважения и учета интересов партнеров.
Туркменистан твердо убежден, что строительство таких трубопроводов – это суверенное право государств, по участкам дна которых они проходят, и потому может осуществляться только с их согласия. Естественно, при соблюдении самых высоких международных экологических норм. Обеспечение прочной стабильности и безопасности является главным условием нашего успешного сотрудничества на Каспии, залогом решения всех существующих вопросов.
Сегодня процесс многостороннего взаимодействия прикаспийских государств, сближения позиций по тем или иным вопросам приобрел системный характер. В этой связи я хотел бы выразить особую благодарность Президентам Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации за их большой личный вклад в дело развития добрососедства и партнерства на Каспии, за конструктивизм и уважительность.
Также выражаю признательность экспертам всех пяти государств за проведенную профессиональную работу по подготовке документов cаммита.
Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство Астраханской области за гостеприимство и радушие, пожелать этому краю, который является давним экономическим партнером Туркменистана, процветания и благополучия.