В Турции 30 марта прошли выборы в муниципальные органы власти, победу на которых одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР). Выборы, которые рассматривались как референдум о доверии премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану. О том, какую он будет проводить политику, как будут складываться отношения между региональными и мировыми державами, существуют разные мнения.
Как заявил в интервью «Вестнику Кавказа» директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев, «в условиях ослабления США надо ставить вопрос о формировании новой системы региональной безопасности. Турция является одним из основополагающих государств на Южном Кавказе, как Иран и Россия. Поэтому Россия, Иран и Турция должны договориться о новой системе региональной безопасности, об общих подходах ее формирования, потому что мы все против большой войны. Нельзя строить общую систему безопасности, например, на Кавказе и в то же время проводить антииранские действия в Сирии».
Кроме этого, по словам Евсеева, есть серьезные экономические интересы: «Есть интерес по расширению поставок иранского газа в Турцию. Турция хотела бы дальше быть транзитером иранского газа». Однако, по мнению эксперта, «США дают Эрдогану очень серьезные звонки по поводу того, что могут создать внутреннюю нестабильность [в Турции]. Человек, который находится на территории США, инициировал рассмотрение коррупционных скандалов на территории Турции. Это сопровождалось арестами и заведением уголовных дел, и было, несомненно, инициировано США. И когда США начинают проводить внутри Турции политику против Эрдогана, то он должен еще раз подумать о том, нужно ли ему тесно сотрудничать с США».
По мнению Евсеева, «Эрдоган правильно понимает ситуацию, и пойдет на некоторое свертывание отношений с США, что будет способствовать появлению большей свободы Турции, в частности на иранском направлении». Что же касается тройки Турция-Иран-Россия, то, по словам эксперта, «Россия явно идет на улучшение отношений с Тегераном, и сейчас самое главное улучшить ирано-турецкие отношения. Если это будет сделано, то возможность этой тройки работать вместе по созданию региональной системы безопасности в начале на Южном Кавказе, а, может быть, потом в более широком контексте, несомненно, появятся».
Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что «закрытие YouTube и Facebook в Турции свидетельствуют о том, что господин Эрдоган действует крайне не популярными мерами и слабо прогнозирует последствия». Эксперт не исключает военной агрессии Турции в отношении Сирии, и считает, что она может быть фатальной для Анкары: «Это нападение будет крайне непопулярно в турецком обществе, что вызовет в Турции внутреннюю напряженность, которая может кончиться социальным взрывом. Это стимулирует резкое и серьезное выступление [турецких] курдов, вплоть до их отделения от Турции. Когда турецкая армия будет задействована на сирийском фронте (а туда придется бросить практически всю армию, оставив небольшие силы для прикрытия на границах), то у курдов будет самое благоприятное время, чтобы сработать. И курды сирийские им в этом помогут. И наконец если даже американская военная машина увязла сначала в Афганистане, а потом в Ираке, ничего не добившись, то турецкая военная машина, куда менее мощная, в Сирии безусловно увязнет. Все это кончится, может быть, даже расчленением Турции».
По мнению Сивкова, «сегодня Западу, теряющему свое лицо, нужна хоть самая маленькая победа, поэтому западные элиты, лихорадочно изыскивая любые способы победы, толкают своих союзников (хотя Эрдоган не союзник Запада, он действует под давлением Запада) на вторжение в Сирию. И эта возможность вполне реальна. Для Турции и для Сирии это будет, конечно, тяжелым испытанием. Для Турции, возможно, даже фатальным. Это взорвет Ближний Восток. Турция будет воспринята мировым сообществом как военный агрессор».