Британское издание The Guardian выражает мнение, что Россия необходима Украине. В январе президент Украины Петр Порошенко поздравил страну с первой зимой, пережитой без российского газа, и с гордостью отметил, что теперь основным энергоресурсом государства стал европейский газ, который на 30% дороже российского. Главная проблема украинского государства не коррупция, с которой мало что можно сделать в краткосрочной перспективе, а идеологически управляемый выбор - разорвать все связи с Россией, страной, которая являлась главным торговым партнером и инвестором украинского государства.
За прошедший год с небольшим уровень жизни на Украине упал в два раза, валюта потеряла 350% своей стоимости, а инфляция взлетела до 43%. Но даже несмотря на эти критические показатели, правительство продолжает разрушительную экономическую политику. После разрыва отношений с Россией в 2014 году оборонная и авиационная промышленность Украины потеряли 80% дохода. Прекращение банковских связей с Москвой привело к тому, что Киев потерял значительную часть инвестиций и жизненно важный экономический путь выживания - денежные переводы, отправляемые украинскими рабочими-мигрантами на родину. Около 7 млн украинцев работают в России, объем денежных переводов которых в 2014 году составил 9 млдр долларов.
Государственные заимствования еще сильнее усугубляют экономические проблемы. Правительству Украины удалось списать 20% своего внешнего долга, что позволяет ему вести переговоры для получения следующего транша от МВФ, который ожидался в декабре, но до сих пор не был получен. Однако драконовские условия, налагаемые при этом на государство, ставят население в кредитную зависимость до 2041 года. Подобное нерациональное поведение правительства Украины объясняется единственным желанием - досадить Владимиру Путину. Подписав соглашение о свободной торговле с ЕС, Украина потеряла привилегированный доступ к рынкам России, но сертификация ЕС позволяет только 72 украинским компаниям экспортировать товары в ЕС.
Подобная политика уже привела к тому, что популярность нынешнего президента Украины Петра Порошенко стремительно падает, а рост недовольства среди населения растет. Украинскому руководству стоит признать, что выживание Украины зависит не от западных вливаний, а от возобновления отношений с Россией. Экономическая рациональность должна иметь приоритет над экономическим национализмом. Пока этого не произойдет, трудно представить, что кто-либо рискнет инвестировать в Украину.
***
Американское независимое издание The National Interest считает, что сотрудничество по Сирии не спасет российско-американские отношения. Очень многие из тех, кто стремится к более функциональным отношениям между Россией и США, надеялись на то, что взаимодействие в плане стабилизации ситуации в Сирии и борьбы с ДАИШ позволит снять напряженность между Москвой и Вашингтоном. Однако сейчас даже оптимисты признают, что восстановление отношений между странами будет довольно сложной задачей. Успех сирийских переговоров говорит о том, что страны способны работать вместе, но первоначальный успех будет зависеть от стремления Вашингтона прекратить гонку вооружений, в том числе и ядерных и сосредоточиться на выстраивании четкой стратегической линии в отношении Кремля.
Усилия российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри должны получать поддержку политических элит обеих стран, однако со стороны Америки подобная поддержка на сегодняшний день отсутствует. Дисфункициональность отношений между США и Россией представляет серьезное препятствие для достижения совместных внешнеполитических целей. Чтобы напряженность между странами сошла на нет, Белому дому необходимо осознать, что Кремль может быть надежным союзником и партнером не только в борьбе с международным терроризмом, но и по ряду других вопросов. Помимо этого, американское руководство должно прекратить распространять информацию о том, что Россия представляет экзистенциальную угрозу для всего мира и в частности для населения США. Если подобные шаги навстречу российскому государству будут сделаны, то существует вероятность того, что напряженность в мире будет постепенно снижаться.