Вестник Кавказа

Сыны Чечни -1

Тимур Уцаев, Грозный
Традиционно в семье чеченцев существенная роль отводилась воспитанию детей. Как отмечают специалисты, для чеченца потомство не только необходимость, а долг перед обществом. Чеченец обязан помочь ребенку сформироваться как личность, воспитать достойным членом общества – не семьи, рода, тейпа, а именно всего общества.

Содержание воспитания, требования нравственного кодекса к детям и молодежи в чеченской народной традиции раскрываются в духе общечеловеческой морали, но в то же время отражают национальные особенности чеченцев.

К чеченским традициям воспитания мальчиков проявляли интерес еще дореволюционные историки. На их вопрос, почему родители не бьют своих детей, отцы и матери отвечали: «Хотим, чтобы они выросли людьми». А знаменитый русский кавказовед Адольф Берже утверждал, что чеченцы никогда не бьют своих сыновей, поскольку боятся, что те вырастут трусами. Сына не бьют и не бранят, чтобы он не знал чувства страха. Чеченские историки ссылаются психологов, которые утверждают, что человек, прошедший через страх, может стать большим угнетателем. В худшем случае, считали чеченцы, у такого человека могли забрать душу. Зато тот, кто не чувствует страха и не поддается этому чувству, остается психически здоровым человеком. Говорят, что чеченец, если он страшится чего-то, то должен бояться только позора или потерять лицо. Как гласит вайнахская пословица - лошадь, которую били кнутом, не станет настоящим конем.

Однако это не означало, что сын рос в обстановке вседозволенности. Чеченцы придавали большое значение семейному воспитанию, причем оно должно было проходить системно. Здесь огромную роль играла мать, которая должна была унимать ребенка, а в случае необходимости и отшлепать. Соблюдая дистанцию, отец и сын общались через мать. Но стержнем воспитания сына был отец, которому надлежит подражать и стремиться к его идеалу. Наказание матери считалось не таким зазорным, тем более оно осуществлялось обычно только в течение первых лет жизни.

«Как такого физического наказания не было, но воспитание было словом, убеждением и внушением, которые играли главную роль. Помню, как мать иногда ругалась, но это была ругань другого характера, она никогда не унижала и не оскорбляла. У чеченцев до сих пор принято в любом возрасте, когда отец вызывает сына, тот должен прийти и стоять у косяка двери. Слушая его, он не должен возмущаться, потому что это отец – он воспитал, благословил, и его надо уважать. Уважение нужно проявлять не только по отношению к отцу и матери, но и к тете или дяде. Нельзя вмешиваться в разговор взрослых, надо говорить только тогда когда они попросят. Хотя в воспитании сыновей принимал участие не только отец, но и мать, однако ведущей силой был все же отец. Он никогда не показывал свою силу, никогда не ругал мать и ребенка. Как правило, по поведению сына судили об отце – какую роль он сыграл в воспитании», - рассказывает историк Мурад Нашхоев.

Чеченцы соразмерно способностям и навыкам детей поручали им тот или иной участок работы. Правила поведения, трудовые традиции передавались детям именно в семье, им внушали с раннего детства, что следует выполнять просьбы и поручения старших, необходимо помогать в работе, в жизни друг другу. И здесь личный пример родителей и старших остается главным и лучшим средством передачи традиций. В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы.

Педагогические функции произведений устного народного творчества - кладезь чеченского народа. Здесь можно найти массу идей и методов нравственного воспитания. В одной из чеченских притч рассказывается о визите гостя в дом, где родители сильно благоволили своему ребенку, потакали его капризам. К гостю, который разговаривал с хозяином, все время лез мальчик. Когда мужчины сели за стол, вытащил из тарелки гостя руками кусок мяса. Это переполнило чашу терпения гостя, и он дал мальчику оплеуху. Мать бросилась успокаивать плачущего ребенка, а отец пояснил – мол, сын у них один-единственный в семье. «Один-единственный, да к тому же не мужчина! Куда же девать ваше горе?»

Большое значение чеченцы придавали разным играм и состязаниям (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба), в ходе которых сыновья получали физическую закалку. Их постепенно приучали к мужскому труду - пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми, а также учили переносить трудности, закалить характер. Как правило, уроки начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы. Мальчиков уже с семи лет учили скакать на коне, стрелять из лука, учили военному делу – и это не от того что вайнахи были воинственными – это была своеобразная подготовка.
Продолжение следует
32030 просмотров