В понедельник крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" прекратил полеты в Сирию — сейчас это направление не пользуется популярностью. Тем не менее, по словам министра транспорта Сирии Махмуда Саида, авиасообщение прервано не будет — в Сирию продолжают лететь другие авиакомпании. При этом в Дамаске оптимистично надеются и на развитие экономического сотрудничества с Москвой. Как заявил сирийский вице-премьер, курирующий вопросы экономики Кадри Джамиль, "наша страна переживает тяжелые санкции, подвергается блокаде. Запад и Соединенные Штаты говорят, что эти санкции направлены против режима, однако это лицемерная позиция, неверная позиция. Экономические санкции оказывают воздействие на каждого гражданина Сирии. Они утверждают, что якобы выстреливают по режиму, однако попадают эти выстрелы в каждого гражданина. Существует реальная возможность, что сирийский народ не найдет решения своих проблем. Но у сирийского народа имеются все-таки различные возможности, и он найдет путь для того, чтобы решить свои проблемы. Нынешнее правительство в Сирии – это правительство, в которое вошли представители оппозиции, мирной оппозиции. Это правительство — первый шаг шагом на пути к общенациональному правительству. Основной лозунг этого правительства – достижение национального примирения. Национальное примирение – это центральная проблема. Национальное примирение не может быть достигнуто, кроме как исключив любое внешнее вмешательство.
В правительственном заявлении были выдвинуты конкретные задачи и конкретные проблемы, в частности, требование обеспечения компенсации всем тем, кто потерпел материальный урон, тем, представители чьих семей погибли. Мы предложили также проведение всеобщего национального диалога для решения сирийских проблем. Но экстремисты не хотят этого диалога. 1,5 года продолжается конфликт, продолжаются столкновения, и это ведет к гибели самой Сирии. Сейчас стоит вопрос не о режиме, сейчас стоит вопрос о судьбе страны, о судьбе всего сирийского народа. Необходимо приложить общенациональные политические усилия для того, чтобы вывести страну из того кризиса, в котором она находится. Сотрудничество Сирии с Россией, а прежде с Советским Союзом, - это долгосрочное сотрудничество, у него длительная история. Мы имеем отношения и в том, что касается нефти, что касается транспорта, образования".
В Москве нынешнее сирийское правительство в целом поддерживают. Вчера здесь собрали самых разных специалистов на конференцию под названием "Сирийское противостояние глобализму". Как заявила член президиума Академии духовного наследия и сотрудничества народов мира Надия Гандур, "когда сейчас говорят, что просто это борьба мусульман-суннитов против шиитов и христиан, мне в это не верится. Потому что, когда я жила там и была молодой девушкой, мы жили просто смешанно. Наша семья жила в мусульманском районе, но никаких конфликтов. Там на одной улице стоят храм Пояс Богородицы, храм Сорока апостолов, а рядом стоят три-четыре мечети. С одной стороны слышен звон колоколов, а с другой - голос муэдзина с минарета.
Я долгие годы просыпалась под его призыв: «Встаньте, люди, молитесь и идите на работу». Я жила в России, но до сих пор голос муэдзина звучит у меня в голове. Я скучаю по его голосу, потому что это была наша жизнь. То что сейчас происходит в Сирии, это уже политика, это уже империализм, это уже Запад, это уже, как говорят сейчас, Саудовская Аравия и Катар, которые хотят делить мир, оккупировать весь арабский Восток и поделить между собой".
В свою очередь Олег Фомин, член совета Императорского православного палестинского общества (старейшей в России научной и гуманитарной организации, ориентированная на гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока) заявил: «Мы неоднократно во время поездок в Сирию встречались с патриархом Антиохийской Церкви, Игнатием IV. Надо вспомнить, что именем «христианин» мы обязаны тоже Сирии, название «христианин» родилось именно здесь, в недрах Антиохийской Православной Церкви, которую создали апостолы Петр и Павел. Ну и буквально на днях выступила с заявлением наша Церковь, тоже всячески поддерживает христиан и выступает за сохранение того конфессионального мира, который был в Сирии и являлся примером для других мусульманских стран».
Между тем, как считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, "администрация Обамы кардинально меняет политическую стратегию по переделу, переустройству мира. Цель – мировое господство США — остается прежней. Но, в отличие от политической стратегии Джорджа Буша-младшего, сегодня мы наблюдаем изменения в подходах. Если Джордж Буш после провокации 11 сентября 2001 года объявил «крестовый поход» против всего исламского мира и потерпел неудачу, потому что полностью не удалась авантюра в Ираке, в Афганистане, и для поддержания той концепции Киссинджера о «четвертом Риме», когда завоевываются страны, и дальше режимы поддерживаются на американских штыках, то сегодня не хватает ни финансовых ресурсов, ни военных контингентов для поддержания мира таким образом. Поэтому сегодня мы наблюдаем реализацию геополитической стратегии, разработанной под руководством Збигнева Бжезинского, когда исламский мир становится инициатором нестабильности, инициатором развязывания региональных конфликтов, и мы не исключаем, что исламский мир сегодня станет инициатором большой войны – дай Бог, не глобальный. Причем принцип «разделяй и властвуй» задействован здесь в полной мере: мы видим, что ставка сделана на привлечение в качестве американских союзников ряда исламских государств и политических сил радикальной направленности, причем ряд государств суннитского толка. И сегодня запущен механизм войны радикального суннизма против шиизма.
Я много раз бывал в Сирии. Это была в целом благополучная, красивая, мирная, спокойная, многоконфессиональная страна. Да, требовались реформы. Я встречался с президентом Башаром Асадом и видел, что больше всех реформ и демократизации хотел президент. Но были определенные консервативные силы, и прежде всего это служба безопасности Сирийской Арабской Республики. Были и члены руководства партии «Баас», которые не хотели перемен. Но президент этих перемен желал. Желала и определенная часть общества. И мы наблюдали просто на начальном этапе политические требования по некоторым изменениям в политической системе, в экономической модели общества, в расширении демократических принципов в руководстве страной. Сегодня что мы наблюдаем? Против Сирии была спланирована четырехэтапная операция. На третьем этапе политическая оппозиция была устранена с протестной арены, сегодня она заменена наемными вооруженными формированиями. Все это делается по планам западных сил и под руководством США. .
Сейчас больше всего меня сегодня вдохновляет приглашение президента Ирана Ахмадинежада в Саудовскую Аравию. Возможно, там будет как раз разговор о том, что мусульман-шиитов сталкивают с мусульманами-суннитами ради чьих-то прибылей, ради чужих интересов. Сегодня есть еще возможность для политического процесса в Сирии, для запуска нового этапа политического процесса урегулирования. По последним данным, изменилось сознание населения, даже тех, кто был недоволен существующими порядками. То, что принесли наемники, то, что делает сегодня Запад, разжигая войну, неприемлемо для большинства населения.
Самая большая опасность сегодня для сирийского народа – это американские выборы. Команда Обамы планировала внести «голову» Башара Асада в копилку своих выборных кампаний. У Обамы нет сегодня козыря: Усаму бен Ладена он использовал, когда его рейтинг низко упал. Сегодня он должен свергнуть Башара Асада и заявить о великой дипломатической победе, сколько бы тысяч людей им ни пришлось еще положить. Оказывается мощное давление на Саудовскую Аравию, на Катар, на Иорданию, чтобы они под любым предлогом ввели свои войска – то ли искать химическое оружие, то ли с миротворческой целью. Это самое опасное".
Говоря о влиянии происходящего в Сирии на ситуацию на Кавказе, Ивашов заметил: «Сирийская ситуация проникла на наш Северный Кавказ и даже в Казань. Что в Сирии сегодня происходит? Попытка сформировать радикальные исламские группы суннитского толка и объявить войну шиитам и людям других конфессий. Это западный проект – столкнуть мусульман с мусульманами. Помните, Лоуренс Аравийский, резидент британской разведки на Ближнем Востоке докладывал в свой Форин-офис, в Лондон: «Наша задача состоит в том, чтобы заставить арабов воевать против арабов за наши интересы». Сегодня в Сирии воюют арабы против арабов, мусульмане против мусульман за американские, британские и другие интересы. Этот радикализм уже проник, пока не массово, к счастью, на наш Северный Кавказ и не только. Мы видим, что сегодня уже появляются радикальные молодежные группы. Мы это ощутили на молодежном форуме в Домбае, когда молодые люди, отрастившие бороды, требуют расправы над неверными, над Башаром Асадом, и приветствуют американцев. Политика использует религию. Мы наблюдаем зачатки внутриконфессионального конфликта, а потом будет и межконфессиональный. Это страшно".