Сегодня санкциями в отношении России и контрсанкциями обеспокоены не только европейские аграрии, но и промышленники. Так, норвежские предприниматели, ведущие бизнес в России, увидели новые деловые возможности в РФ. Вице-президент Statoil ASA по внешним и корпоративным связям говорит, что его компания продолжает сотрудничать с российскими партнерами, «выработав необходимые процедуры и поддерживая диалог с властями, чтобы не допускать нарушения санкций». Среди норвежских бизнесменов заметен положительный настрой в отношении России, но говорить о том, что это приведет к реализации конкретных проектов, эксперты пока не берутся. Тем более необходимость в зарубежных промышленных товарах вскоре может стать не такой актуальной для России.
На днях премьер Дмитрий Медведев заявил, что лично возглавит комиссию по импортозамещению, которая будет иметь две подгруппы - курирующие гражданскую и оборонную промышленность. Большая роль в процессе импортозамещения в промышленности отводится Северному Кавказу, где сегодня собираются реализовать три десятка инвестпроектов в промышленности. По данным Медведева, в перечень комплексных инвестиционных проектов, которые субсидируются по линии Минпромторга, включено пять проектов Северо-Кавказского федерального округа, объем их финансирования – более 6 млрд рублей. Премьер считает, что ситуация в промышленном секторе округа лучше, чем в среднем по России: «За пять месяцев объем промышленного производства вырос – ненамного, но тем не менее на 0,7%».
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорит, что приоритетным для СКФО стали проекты в сфере металлургии, инструментальной отрасли, машиностроении, радиоэлектронике, медицине, фармацевтике и легкой промышленности. Речь идет о развитии Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения в Кабардино-Балкарии. Проект обеспечит производство в округе на трех предприятиях, входящих в единую производственную цепочку, твердосплавного металлорежущего инструмента, в то время как сейчас практически 98% инструмента Россия закупает по импорту.
Но, по данным главы Кабардино-Балкарии Юрия Кокова, в республике делают ставку не только на Тырныаузский комбинат, но и на алмазный завод, и на «Севкаврентген», работающий в сфере медицинской промышленности. «Уже налажено производство рентген-оборудования, но сейчас один из дополнительных проектов совместно с соответствующими министерствами проработан, там будет организация производства телеуправляемого стола-штатива «Космос»», - говорит Коков.
Второе направление северокавказского импортозамещения – производство оборудования для нефтегазового комплекса. Этим займутся, в частности, «Терекалмаз», «Кавказкабель», в покупке оборудования которых заинтересованы «Роснефть», «Газпром», «Россетти»).
В радиоэлектронной промышленности при участии «Росэлектроники» началось строительство завода по производству энергосберегающего осветительного оборудования на базе сверхъярких светодиодов в Ингушетии. Этот проект поддерживается за счет федерального бюджета. Общий объем – 1 млрд 272 млн рублей. Причем завод будет делать не только сами светильники делать, но технологическую пасту, которая сегодня полностью закупается по импорту.
Из фармацевтических эксперты отмечают ставропольский «Биоком» и научно-производственный концерн «Эскон», освоивший к концу прошлого года производство 40 наименований готовых лекарственных средств, входящих в перечень жизненно важных лекарственных препаратов. Кроме того, по словам врио главы Северной Осетии Тамерлана Агузарова, «ООО «Топаз-2» предусматривает замещение импортируемых медицинских шприцов, медицинской посуды, ампул, причем этот проект рассматривается структурами Внешэкономбанка как один из наиболее перспективных для реализации. А ведущим предприятием электронной отрасли республики на протяжении ряда лет остается владикавказский технологический центр «Баспик», наращивающий производство микроканальных пластин и экспортирующий продукцию во многие страны зарубежья. В рамках расширения импортозамещения инновационное предприятие осваивает уникальную технологию волоконно-оптических элементов».
Ключевым направлением развития легкой промышленности в регионах СКФО становится создание отечественной сырьевой базы по шерсти и коже.
В Карачаево-Черкессии компания «Квест-А», включенная в план импортозамещения, завершает строительство фабрики по переработке шерсти и выпуску пряжи. При этом очищенный шерстный жир (ланолин) станет востребованным сырьем для парфюмерии, фармацевтики и химии. В следующем году предприятие выйдет на годовой объем выпуска 2 тыс. тонн пряжи и 90 тонн ланолина.
При поддержке федерального бюджета в объеме 586 млн рублей ведется строительство швейной фабрики в Ингушетии по выпуску школьной формы, детской одежды и изделий для медицинских нужд.
Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров говорит, что «швейная фабрика закроет ряд потребностей регионов Северо-Кавказского федерального округа. Кроме того, строятся мебельные фабрики, в том числе частные, они уже сегодня покрывают потребность в школьных принадлежностях, партах и другой школьной мебели. В Ингушетии запустили завод полимерных труб, который сегодня имеет заказы и по линии «Газпрома», по линии «Роснефти», из Краснодарского края, из Ростовской области. В сентябре запускается завод по производству автобусов совместно с корейской фирмой».
В кооперации с турецкими партнерами в 2017 году планируется развивать проект текстильного производства «Нергиз Дагестан». Для подготовки соответствующей промышленной инфраструктуры республиканские власти ведут строительство индустриального парка.
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов говорит: «Республика занимает, по данным, которые даются, первое место по запасам строительных материалов, а на самом деле многие строительные материалы покупаем со стороны и не поставляем на рынок, в том числе на северокавказский рынок. Сейчас после передачи Минпромом производства строительных материалов, может быть, мы реализуем несколько таких проектов. Мы построили крупный завод, ввели с помощью Внешэкономбанка и Сулеймана Керимова, но песок для стекольного завода мы везем с другого конца страны, когда на месте есть очень большие запасы песка. Только надо строить завод по активизации этого песка. Эту технологическую цепочку нужно доводить до конца».
Что касается перерабатывающих предприятий, Абдулатипов считает, что «не надо в каждом субъекте строить заводы, надо строить крупные предприятия регионального уровня хотя бы, потому что уровень интеграции в сфере промышленности очень низкий в регионе. Когда я в свое время, в 1985 году, писал диссертацию, помню, у меня были цифры: Северный Кавказ удовлетворяет свои потребности за счет внутренних резервов на 75%. Сейчас, я думаю, это максимум 10–15%, потому что интеграции внутри региона нет, и это вопрос, на который надо обязательно обращать внимание. В целом, особенно в военно-промышленном комплексе, у нас достаточно заказов. Если мы получим в том числе капиталозамещение, я думаю, будет резкий скачок в развитии промышленности».
Одновременно речь идет о подготовке на Северном Кавказе профессиональных кадров для промышленности. В СКФО уже выбрали несколько технических вузов, которые будут готовить их по программе инжиниринга.