Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил, что цена нефти в ближайшие три года, по одному из прогнозов Минэкономразвития, будет расти до 55 дол. за баррель, по базовому прогнозу она составит 40 дол. за баррель на ближайшие три года. Причем российский бюджет на 2017-2019 годы будет посчитан исходя из цены на нефть в 40 дол. за баррель во все эти три года.
Как пояснил ведущий научный сотрудник ВШЭ Андрей Чернявский из-за резкого сокращения нефтегазовых доходов сейчас бюджетный дефицит выше запланированного: «Мы уже начали расходовать (это было заложено в законе о бюджете) ресурсы резервного фонда. Израсходовали на данный момент около триллиона рублей на финансирование дефицита. Происходит жесткая посадка экономики. Мы жили при цене на нефть 100 долларов за баррель, теперь мы должны постепенно перейти к новому уровню цен, образно говоря, 50 долларов за баррель. Хотя сейчас трехлетние бюджетные проектировки на 2017-2019 год верстаются на основе прогноза, где заложена цена на нефть - 40. Это очень болезненный процесс, потому что приходится сокращать расходы по всем направлениям. При том, что по некоторым направлениям их сократить нельзя. Нельзя сократить, скажем, процентные расходы, которые медленно, но неуклонно увеличиваются. Долг постоянно растет, увеличиваются номинально расходы на социальную сферу, на трансфер пенсионному фонду, пенсионная система несбалансирована».
Проблема, по мнению эксперта, заключается в том, что действительно Россия в 1990-2000-х строила сырьевую экономику, построенную на экспорте нефти: «За счет этого добились определенных успехов в социальной сфере - россияне стали богаче в среднем. Большинство населения это почувствовало. Но такая модель оказалась неустойчивой, потому что цены на нефть упали, нефтяной экспорт упал и заменить его нечем. Необходимо найти возможности для расширения несырьевого экспорта, экспорта машиностроительной продукции, экспорта услуг. Но чтобы этим путем пройти, весь мир идет на приглашение транснациональных корпораций, на встраивание цепочки добавленной стоимости, а это все завязано на конституциональные преобразования. То есть, необходим другой инвестиционный климат в стране, Россия должна стать привлекательной для инвесторов».