Вестник Кавказа

«Проблемы российской экономики внутренние, а не вызванные санкциями»

«Проблемы российской экономики внутренние, а не вызванные санкциями»
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Президент России Владимир Путин заявил, что утвердил программу создания группировки Вооруженных сил РФ в Крыму. На встрече с депутатами Госдумы глава государства сообщил, что министерство обороны подготовило и дополнение к программе вооружения, и отдельную программу создания и развития военной группировки в Крыму.
Кроме того, по словам Путина, объем программы развития Крыма до 2020 года составит свыше 700 миллиардов рублей. "Главная цель - обеспечить динамичное развитие Крыма и Севастополя, сделать их экономически самодостаточными", - заявил президент.

Комментируя озвученную цифру ближайших вливаний в экономику Крыма, заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв заявил: «Это соответствует примерно 20 миллиардам долларов США по текущему курсу. Фактически все последние годы валовой региональный продукт Крыма колебался вокруг отметки 4-4,5 миллиардов долларов США в год. То есть на самом деле это означает, что в ближайшие пять лет мы готовы вкладывать в экономику Крыма то, что соответствует его годовому региональному валовому продукту. Или же это можно сравнить с другой величиной - это 12 % ВВП Украины. То есть совершенно очевидно, что, к сожалению или к счастью, украинское государство было бы неспособно таким образом развивать инфраструктуру полуострова. Россия делает явный шаг к тому, что мы готовы существенным образом изменить экономический облик Крыма».

Широв отметил, что в Крыму Россия поддерживает два основных направления - сельское хозяйство и промышленность, где выделяется оборонно-промышленный комплекс: «Развитие оборонно-промышленного комплекса - это дискуссионный вопрос. Значительная часть экспертного сообщества считает, что расходы в этом направлении являются не до конца эффективными. Но оборонно-промышленный комплекс - чуть ли не единственный сегмент российской экономики, который осуществляет прямую конкуренцию на мировых рынках несырьевой продукции. То есть это ровно то направление деятельности, по которому мы можем наращивать несырьевой экспорт. Именно этим мы и занимались последние 10-15 лет. Во-вторых, очевидно, что оборонно-промышленный комплекс связан с безопасностью государства. Значит, мы там используем приоритетно отечественные технологии и импортозамещение. Значит, эффект развития этого комплекса на нашу экономику по определению выше, чем в других секторах, где, например, доля импорта в комплектующих достаточно высокая».

По словам эксперта, «чтобы поддерживать уровень конкурентноспособности на внешних рынках, оборонно-промышленный комплекс вынужден тратить значительные средства на научные исследования и разработки. Это именно то направление, которое может использовать увеличение средств на научные исследования. То есть со всех точек зрения, сейчас, в отличие от советского периода, военно-промышленный комплекс - это как раз то направление, которое может тянуть за собой экономику, потому что, если в советской экономике это было высасывание качественных ресурсов из других секторов, то сейчас как раз наличием кадрового потенциала и другими аспектами, теми же самыми исследовательскими разработками этот сектор может оказывать приличное стимулирующее воздействие на экономику».

Говоря о сельском хозяйстве, Широв заметил: “Понятно, что здесь наши возможности ограничены. Мы все-таки страна с достаточно рискованным земледелием и вообще сельским хозяйством. Но увеличение доли отечественных производителей на внутреннем рынке - это совершенно понятная и эффективная задача, которую мы можем решать».

Один из плюсов введенных в отношении России санкций, по мнению Широва, состоит в том, что «мы опять обратились к тем источникам, которые могут стимулировать рост за счет внутренних резервов. Последние два-три года мы говорили: «Посмотрите, у нас большой объем резервов и мы не можем в достаточной степени профинансировать нашу банковскую систему для того, чтобы развивать нормальные процессы кредитования». Собственные средства предприятий уже являются недостаточными для инвестиций и за счет этого источника мы не можем больше двигаться. Темпы инвестиций постоянно снижались. Сейчас очевидно, что этот канал будет задействован, что банковская система получит дополнительный объем ликвидности за счет наших резервов».

При этом Широв признал: «Проблема состоит в том, что мы потеряли внешний источник. Если бы мы до санкций задействовали наши резервы, то могли бы пройти их с меньшими потерями. Сейчас, видимо, этого не получится, ущерб для экономики будет. Вопрос состоит только в том, сможем ли мы за счет мобилизации внутренних резервов сделать так, чтобы этот ущерб не стал носить макроэкономический характер, чтобы его последствия были не очень существенными».

«Когда на нас накладывают санкции, все начинают говорить: "Санкции влияют на экономический рост". Моя позиция состоит в том, что в любом случае главные проблемы нашей экономики внутренние. Ссылаться на санкции и говорить о том, что замедление темпов роста происходит из-за них неправильно, особенно, когда так говорят правительственные чиновники».

 

9020 просмотров