Вестник Кавказа

Принц Кули-Мирза на императорской службе

Большие государства принято упрекать в наличии "имперских амбиций". Ближневосточные страны инкриминируют их Турции, стремящейся стать региональным лидером; Владимир Путин подтрунивает над Вашингтоном: "Сегодняшнее руководство США понимает, что в одиночку основные проблемы сегодняшнего дня решить невозможно. Но очень хочется, во-первых, а во-вторых, невозможно действовать иначе, кроме как имперскими методами"; а уж сколько было вылито на самого Путина в связи с его евразийским интеграционным проектом… Клише «имперские амбиции» вошло в оборот российской политической риторики сразу после развала СССР. Одни видят в нем негативный смысл, ассоциируя с "тюрьмой народов", другие, напротив, считают, что такого рода термины лишний раз доказывают, что России свойственно глобальное, объединяющее, общечеловеческое мировоззрение. Действительно, в каком-то смысле история России была историей создания многонациональной империи, где разные по вере и традициям народы были соединены идеей совместного строительства общего дома, и лучшие представители народов, участвовавших в этом процессе, остались в истории носителями великой имперской идеи.

Горцы-мусульмане появились в конвое российского императора еще в 1828 году, и конвой сразу стал предметом зависти иноземных монархов. Храбрых лихих наездников, великолепно владевших оружием, предварительно обучали в Дворянском полку. Столь нелюбимый Пушкиным и советскими энциклопедистами главный начальник третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Бенкендорф лично написал мудрейшие правила обучения будущих конвойцев с учтем их ментальности и религии. Предписывалось: не давать им свинины и ветчины; запретить насмешки дворян; маршировке не учить; не запрещать умываться, по обычаю, несколько раз в день; разрешить мусульманским священнослужителям посещать их в любое время; не мешать им во время молитвы; не препятствовать свиданиям с единоплеменниками; наблюдать, чтобы не только учителя, но и дворяне насчет веры горцев ничего худого не говорили и не советовали переменять ее. Исполнение этих правил принесло свои плоды – Николай I получил команду, прекрасно справлявшуюся с обеспечением его личной безопасности.

Государь-император был убежден, что приближение к ко двору горцев-мусульман будет способствовать спокойствию на Кавказе, и в ходе адаптации конвойцев к петербургской жизни лично советовался со знатокам религии, адата и шариата. Рассказывают, что как-то один из горцев в порыве гнева убил своего русского слугу, после чего сослуживцы конвойца вершили над ним суд и зарубили его. Николай I спросил мусульманского священнослужителя, как ему реагировать на это, и тот посоветовал императору наградить вершивших самосуд, поскольку они «очистили столицу от безумца».

В 1836 году на службу в конвой была приглашена команда лезгин, в 1839-ом — азербайджанцев, в 1857-ом — грузин. Последним конвойцем императора был Александр Петрович Риза-Кули-Мирза. Он был одним из тех, кто пылился освободить императорскую семью Романовых из плена большевиков незадолго до их расстрела, доказав верность престолу, присяге и тем принципам, на которых воспитывались патриоты России.

Александр Петрович был принцем по крови. Он приходился кузеном Ахмеду Мирзе — последнему шаху Персии из династии Каджаров. Его отец Риза-Кули-Мирза Каджар - флигель-адъютант, штабс-ротмистр, командир четвертого взвода (мусульман) лейб-гвардии Кавказского эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя жил в Петербургской губернии. 25 мая 1869 года генерала родился сын, который сразу был крещен в православие. Крестными маленького Александра были великий князь Петр Николаевич и великая княгиня Александра Николаевна.

Военная карьера для сына генерала была предопределена – он окончил Рижское трехклассное и Виленское пехотное юнкерское училища и 1903 году был зачислен в Конвой Его Величества, а в 1914 году был произведен в есаулы. Конвой сопровождал Николая II в поездках по стране и на фронт, охранял Ставку верховного главнокомандующего. Какое-то время Александр Петрович состоял при младшем брате императора князе Михаиле Александровиче, что, как говорят, послужило началу их дружбы. В годы Первой мировой Риза-Кули-Мирза по велению императора руководил строительством казарм, здания Конвоя в Царском Селе, состоял в должности делопроизводителя строительного комитета, а с началом революции, при ликвидации дел, сдал материальную и денежную отчетность (около 2 миллионов рублей).

Пришедшие к власти большевики жестоко расправились с офицерами императорского конвоя, но Александру Петровичу удалось уцелеть. Однако о том, чтобы бежать за границу, он не думал - узнав, что императорскую семью привезли в Екатеринбург, отправился туда. Поскольку Риза-Кули-Мирза был не просто лихой вояка, а еще и прекрасный управленец, человек мыслящий, он тщательно планировал операцию, по крупицам собирая информацию, встречался камердинером царя, расспрашивая об обстановке в Ипатьевском доме. Известно, что планировалось несколько операций по вызволению царской семьи из плена, и ни одна из них не удалась. Провалились и попытка Риза-Кули-Мирзы – большевики сыграли на опережение, и 17 июля 1918 года царская семья была расстреляна.

Вскоре Белая армия освободила Екатеринбург, и Риза-Кули-Мирза, незадолго до печальных событий произведенный в полковники, был назначен комендантом города, а позже помощником по воинской части начальника гарнизона генерал-майора Голицына. 24 февраля 1919 года состоялся отъезд Верховного правителя адмирала Колчака из Екатеринбурга. Кортеж состоял из нескольких автомобилей, и последний, в котором сидел Колчак, был окружен конным конвоем. Очевидцы вспоминают, что особенно в конвое выделялась красивая фигура принца Кули-Мирзы в черкесской форме, стоявшего на предпоследнем автомобиле спиной к шоферу и впившегося глазами в автомобиль Колчака.

Риза-Кули-Мирза был зачислен в резерв чинов при штабе Сибирской армии, но после того как Гражданская война была проиграна, эмигрировал в Харбин, откуда перебрался в США. Там он и умер, но дата его смерти не известна, остались лишь воспоминания, которые они писал для публикации в газете «Новое русское слово».

21405 просмотров