Вестник Кавказа

Перемены на Кавказе глазами россиян

Людмила Сергеева, Алексей Балашов

Сегодня исполняется пять лет с начала пятидневной войны Южной Осетии. За пять лет отношение россиян к той войне и произошедшим после нее событиям несколько изменилось, что можно проследить в цифрах всероссийских опросов "Левада-центра".
Сразу же после указа президента России Дмитрия Медведева о признании Абхазии и Южной Осетии и установления с ними дипломатических отношений, оценка статуса этих образований в российском обществе претерпела серьезные изменения. Если в 2006 году 22% называли Абхазию частью Грузии, то в 2009 их число снизилось до 9%, сейчас оно - 10%. Еще 28% называют республику частью России, а 48% - независимым государством. После признания независимости республики число придерживающихся этой точки зрения возросло в два раза (с 21% в 2006 году до 52% в 2009). Такая же тенденция наблюдается относительно Южной Осетии.

За пять лет примерно на 10% снизилось число россиян, полагающих, что Южная Осетия и Абхазия должны войти в состав России (с 46% в 2008-ом до 35% в 2012 году для Южной Осетии и с 35% в 2009-ом году до 24% в 2013 году для Абхазии). Соответственно прямо пропорционально увеличилось число людей, считающих, что Цхинвал и Сухум должны быть независимыми.

За последние два года на несколько пунктов снизилось число россиян, считающих, что республики должны быть независимыми образованиями, что в свою очередь связано, с одной стороны, с уменьшением информационного присутствия темы в СМИ, всплеск которой наблюдался после обретения независимости, а с другой, наличием финансовой помощи этим республикам со стороны России.

Интересно, что жители Центрального (ЦФО) и Северо-Кавказского (СКФО) федеральных округов по-разному оценивают последствия указа 26 августа 2008 года (о признании Россией независимости Абхазии и Южной Осетии) для России в целом. Если в Центральной России 57% считают, что этот внешнеполитический шаг пошел стране на пользу, то на Северном Кавказе таких менее половины (всего 35%). Негативно для России признание независимости двух северокавказских республик оценивает 23% жителей ЦФО и 42% респондентов в СКФО. Очевидно россияне в регионах, территориально далеких от Абхазии и Южной Осетии, легче готовы "расстаться" с ними.

При проведении анализа распределения ответов на вопросы по социально-демографическим показателям, можно отметить следующее: так, около трети россиян старше 55 лет считают, что Южная Осетия и Абхазия должны полноценно входить в состав России. Что можно объяснить, во-первых, установкой старшего поколения на интеграцию в рамках (или, по крайней мере, по подобию) бывшего СССР, а также представлениями относительно необходимости «платить» за помощь последних лет.
В рамках традиционного мышления, остающегося характерным для большинства населения, итогом такой активной и мощной поддержки соседей должна стать неизбежная интеграция в состав России.
Жители Москвы, а также респонденты, обеспеченные выше среднего, которые традиционно настроены более либерально и прозападно, напротив, в большей степени поддерживают идею возвращения частично признанных республик в лоно Грузии или, по крайней мере, независимости Сухуми и Цхинвали как от Тбилиси, так и от Москвы. Эти же категории, как правило, более образованы и лучше разбираются в тонкостях международной обстановки на постсоветском пространстве. У них есть понимание, что максимального влияния и вовлечения в свою орбиту можно достигнуть не обязательно присоединением, но действуя экономическими рычагами, как то Единое экономическое пространство (ЕЭП), Евразийский союз (ЕАС).

В России высок уровень интереса к внешнеполитическим новостям: в настоящее время доля тех, кого интересует вопрос международного признания Абхазии в качестве независимого государства составляет 91%.
В этом контексте интересны цифры, согласно которым небольшое различие фиксируется при ответе на вопрос об определении статуса среди тех, кто следит за новостями и политической тематикой в интернете, и не пользуется им (доля респондентов в первой категории, считающих, что Абхазия и Южная Осетия должны быть независимыми государствами больше на 7-8%), что объясняется большей осведомленностью интернет-пользователей о международной ситуации на Кавказе.

В последний год некоторое потепление отношений происходит не между Грузией и ее бывшими автономиями, а между Москвой и Тбилиси. В этой связи интересно, как будет меняться восприятие ситуации с независимостью Сухуми и Цхинвали гражданами России. Замдиректора «Левада-Центра » Алексей Гражданкин говорит, что если тенденция потепления в российско-грузинских отношениях сохранится, и в ходе обсуждений будет затронута тема Абхазии, направление общественного мнения россиян тоже может меняться, ассоциируясь с позицией центральной власти, которым население наиболее доверяет в вопросах внешней политики».

«Однако Россия не пересмотрит позиции по признанию независимости Абхазии и Южной Осетии. А серьезное потепление вряд ли возможно без этого, в условиях, когда Россия может каким-либо образом вмешиваться в политику частично признанных государств. Поэтому, вероятнее, число россиян, считающих, что Абхазия и Южная Осетия должны быть включены в состав России, будет снижаться, а выступающих за их независимость, возможно, даже возрастет», - заключает социолог.

С течением времени Абхазия и Южная Осетия укрепляют свои позиции в статусе независимых государств. Как пятидневная война, так и сегодняшнее потепление отношений между Россией и Грузией лишь способствуют закреплению в массовом сознании их самостоятельности. Возможно, в случае продолжения сближения Москвы и Тбилиси, грузинские СМИ попытаются сбить тенденцию, работая над формированием положительного образа Грузии как среди вообще россиян, так и среди абхазской и осетинской диаспор в России.

10950 просмотров