В наши дни Мцхет, или Мцхета - небольшой городок, стоящий у слияния рек Арагви и Кура. Он расположен всего в нескольких километрах к северу от Тбилиси. У Мцхеты богатая и длинная история, начинающаяся еще во второй половине I тысячелетия до н. э., что делает ее одним из древнейших городов Грузии. Легенда гласит, что после смерти Грузинского царя Картлоса его жена разделила все земли между сыновьями. Старший из них, Мцхетос, поселился в месте слияния Арагви и Мтквари (Куры), основал там город и назвал его своим именем. По другой легенде город основал один из ближайших потомков Ноя, чей ковчег пристал к горе Арарат (которая действительно находится относительно недалеко). Так что вокруг Мцхеты сложилось множество легенд и преданий.
Но даже если следовать исключительно надежным источникам, история города не предстанет перед нами бедной и скучной. Известно, что в 4 веке до н.э. картлийский царь Азо (Азови) объявил город столицей Картлийского царства. Данный статус Мцхета сохраняла почти тысячу лет, до тех пор, пока столица не была перенесена в Тбилиси. Также на протяжении многих веков в городе располагалась резиденция главы Грузинской Церкви, католикоса.
В Мцхете и окрестностях расположены сразу несколько важных мест, связанных со Святой Ниной, почитаемой по всей Грузии. Именно она обратила Иверию (древнее название Грузии - прим. ред) в христианство в IV в. н.э.
Свидетельством былого величия города служит грандиозный патриарший собор Двенадцати апостолов, или собор Светицховели. Кафедральный собор Грузии, долгое время сохранявший статус главного храма страны, был построен в XI веке, и неоднократно перестраивался в более позднее время. Здесь покоятся многие грузинские цари, в том числе и два последних – Ираклий II и Георгий XII. В храме долгое время хранилась христианская святыня – хитон Спасителя, или Риза Господня – который был захвачен иранскими войсками при покорении и разрушении города в XVII веке и послан шахом Аббасом в дар русскому царю Михаилу Федоровичу Романову. В прилагавшемся письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрел ризу, сокрытую в кресте, в ризнице митрополита. Хитон долгое время хранился в Московском Успенском соборе и других соборах Российской империи. Однако и без Ризы в соборе оставалось множество святынь и просто интересных предметов. Путеводитель начала века рекомендует обратить внимание на “небольшую икону с частицами мощей многих святых, а также с каплей крови Спасителя в золотом кувшинчике и Его же волос в стеклянном овалике”, а также на небольшую деревянную икону с изображением 12 апостолов, художественно вырезанную из кипариса. Также в соборе хранятся каменные купели, в одной из которых, по преданию, царь Мириан был крещен Святой Ниной. Росписи собора Двенадцати апостолов церкви неоднократно забеливались, а поверх побелки рисовались новые изображения. Теперь древние произведения искусства восстановлены и не оставят равнодушным ни одного вошедшего в храм.
Со святой Ниной связано еще одно место в окрестностях Мцхеты – часовня Джвари, или, как она была известна русским путешественникам сто лет назад, Джаварис-Секварди. Этот небольшой удивительной гармонии и красоты храм был поставлен на месте, где, по преданию, святая равноапостольная Нина водрузила крест. Строительство церкви относят к VI веку. Воздвигнутая на вершине скалистого массива, церковь одновременно притягивает к себе внимание путешественника и естественно вписывается в ландшафт. Единство с окружающим пейзажем подчеркнуто тем, что сам монастырь соотносится с размером скалы ровно как 1 к 7. Храм является крестово-купольным, в противоположность традиционной для того времени базилике с нефами. Внутреннее пространство часовни Джвари едино, а не поделено колоннами на нефы, как, например, в соборе Светицховели.
На небольшом расстоянии от кафедрального собора, в женском монастыре Самтавро находится Самтаврский храм, построенный в IV веке по образцу первого, не дошедшего до наших дней, патриаршего собора. Здесь покоится тело царя Мириана, обращенного в христианство святой Ниной. На территории монастыря, на том месте, где предположительно находилась в IV веке келья святой Нины, стоит небольшая часовня.
Путеводитель Григория Москвича обращает внимание на еще одно место: “На покатости между монастырем Самтавро и полотном Военно-Грузинского шоссе находится обширный деревянный могильник, открытый в 1871 году. Многочисленные предметы, добытые из могил, свидетельствуют об очень длинном ряде столетий, в течение которых самтаврское поле служило кладбищем. В то время как нижний ярус гробниц заключает в себе предметы начала железного века и может быть отнесен хронологически в 10 или 11 столетию до Рождества Христова, каменные ящики верхнего этажа принадлежат, несомненно, к христианской эре, т.к. в них найдены римские монеты императора Августа. Таким образом, самтаврский могильник свидетельствует о существовании на месте Мцхета многочисленного и культурного населения по крайней мере за 1000 лет до Р.Х.”