Вестник Кавказа

Механизмы "майдана": взгляд из Киева

Интернет кишит кадрами погромов на улицах украинских городов, демонстрирующих полное бессилие власти. Но вчерашний день может стать началом перелома – сначала Виктор Янукович принял отставку правительства во главе с премьером Николаем Азаровым, увольнение которого было одним из главных требований оппозиции, а потом на пресс-конференции по итогам саммита Россия-Евросоюз в Брюсселе Владимир Путин заявил: "Будем ли мы пересматривать наши договоренности по кредитам и по энергетике, если к власти придет оппозиция? Нет, не будем. Мы будем с нашими партнерами на Украине, кто бы ни возглавил правительство украинское, будем с ними вести диалог".

Однако прогнозы о том, что дальше будет происходить на Украине, не берется делать никто. Руководитель компании Research & Branding Group Евгений Копатько считает, что на Украине "происходит организованная, (но где-то спонтанная) попытка силовыми методами повлиять на ситуацию в стране, изменить политическую ситуацию, которая находится в кризисе. В стране происходит гражданский конфликт, который набирает обороты. Политическая элита не в состоянии договориться. И в силу вступают другие факторы, которые не подчиняются позиции правительства или власти, или определенной части оппозиции. В гражданских войнах и конфликтах победителей не бывает".

Копатько уверен, что на арене происходящего в Киеве явно не хватает еще одного фигуранта – представителе крупного бизнеса: "Через месяц другой мы ощутим все последствия экономических проблем, потому что в таких проблемных странах, как наша, где есть масса внутренних проблем, очень тяжело вести какие-то дела людям, которые имеют отношение к бизнесу. И наверное, это отразиться на всех людях, неважно, под каким флагом они стоят. И вопрос остается открытым - какие мы получаем экономические последствия этого всего?"

Политобозреватель Олеся Яхно считает, что "политики по-прежнему договариваются между собой, они по-прежнему считают, что выход из ситуации возможен только посредством достижения политического диалога. Но о чем бы не договорились политики, не факт, что "майдан" это примет и не факт, что это урегулирует ситуацию. То, что мы наблюдаем на майдане – социальный эксперимент, и мы не знаем, что будет завтра и послезавтра, ведь было уже несколько разных "майданов". В начале это был протест, потом это был бунт, потом это были отдельные акции терроризма, что будет дальше – очень сложно сказать, и лежит не в политической плоскости".

Причины перехода в радикальную стадию протеста Яхно видит в том, что "запрос общества еще с 2000-х годов на построение государства постсоветского образца, так и не был реализован. Ющенко предложил нам "сельский национализм", а сейчас действующая власть сделала упор на большие инфраструктурные проекты, но абсолютно выпал средний и мелкий бизнес как главный субъект. Кроме того, общество ждало появления политической нации, но политики объединяются только для пиара, самозащиты или когда нужно что-то дораспределять или перераспределять. Общество же находится уже на высшем уровне запросов, чем сами политики. Поэтому выход из этого кризиса находится не только в области юридических решений. Общество не доверяет сейчас никому – те, кто на Майдане, не доверяют ни политикам, ни оппозиции – они доверяют своим полевым командирам. И общество сегодня хочет не просто решений – отмены законопроектов или там амнистии задержанных за правонарушения – оно хочет понятного будущего, оно хочет перспективы

9190 просмотров