Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -52

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Однако следует отметить, что занятость даже нескольких десятков тысяч работников в высокооплачиваемом нефтяном секторе создала большой дисбаланс в экономике в целом. В то время как в нефтяном секторе дела обстояли вполне благополучно, в других секторах, особенно в аграрном, наблюдался застой и увеличилась безработица, ставшая причиной чудовищной эмиграции населения из республики.
Жизнь на чужбине, порой в бесправном положении, оторванность от родины – беда для большей части азербайджанцев. Все это стало итогом распада СССР, приведшего к разрушению общей экономической инфраструктуры. «Контракт века» – это большая ответственность и неоценимая возможность для руководства создать реальную эффективную экономическую инфраструктуру в масштабах республики, возможность решить проблему занятости. Это возможно при условии грамотного и ответственного ведения системной работы. При этом главное – это воля высшего руководства и организация профессиональной команды. Необходимо отказаться от монополии в экономике и снизить уровень коррупции до минимума. В действительности, не решив эти вопросы, невозможно обеспечить создание конкурирующей экономической инфраструктуры, без чего немыслимо динамичное развитие и укрепление власти политической элиты.

«Контракт века», заключенный по типу «продакшеринг», базировался на трех экономических компонентах: инвестиционные вложения, раздел продукции и налоги. Азербайджанская Республика сохраняла за собой право собственности на нефть и газ с этих месторождений и при этом не вкладывала средства в их разработку: ГНКАР вкладывала около 10% от общей суммы затрат, инвесторы – 90%. По условиям контракта полученный доход первоначально направляется на возмещение затрат. После оплаты всех расходов 60–70% добываемых углеводородов остается Азербайджану, а оставшаяся нефть становится собственностью международных компаний с вычетом налогов. От всех налогов, кроме налога на прибыль, участники международных компаний освобождены.

ГНКАР выплачивает за каждую компанию 25% налогов от прибыли. Компании же должны предоставлять декларации налоговым органам об уплате в размере 25% налогов от прибыли. В контракте не было и не могло быть точных цифр по необходимым капитальным вложениям и операционным расходам. Указана примерная сумма планируемых расходных по капитальным вложениям по контракту 7,5 млрд долларов. По подсчетам Азербайджанской международной операционной компании, к марту 1997 г. эта сумма увеличивается до 8 млрд долларов2, а операционные расходы также будут составлять 8 млрд долларов. Отсюда становится ясно, что за 30 лет функционирования контракта сумма затрат будет составлять 16 млрд долларов. Азербайджан рассчитывает за счет запасов своей нефти восстановить экономику и выйти из кризиса. По прогнозам Государственной нефтяной и газовой академии имени И.М. Губкина и Института проблем нефти и газа РФ АН, запасы нефти в азербайджанском секторе Каспия составляют более 4 млрд тонн.

В азербайджанском секторе Каспия наиболее активно работали западные компании, среди них лидировали американские фирмы. Роль США в азербайджанском секторе Каспия, закрепленная огромными политическими возможностями государства, а также экономическими, финансовыми, технологическими возможностями ведущих нефтяных компаний этой страны, занимающих лидирующее положение в мире, была решающей. Американские нефтяные гиганты при поддержке лидеров своего государства вытеснили из числа претендентов другие компании. Азербайджанское руководство, учитывая глубокий экономический кризис в стране, войну с Арменией, а также военные конфликты в кавказском регионе (войны в Чечне, Южной Осетии и Абхазии), вынуждено было согласиться с предложениями США и Великобритании.
Среди желающих присоединиться к уже подписанному «Контракту века» была американская нефтяная компания «Эксон» (крупнейшая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания мира). Первая встреча Г. Алиева с руководством компании состоялась во время его первого визита в Нью>Йорк, еще до заключения контракта. Этот визит сопровождался крупными терактами в Баку: были убиты начальник охраны президента генерал Шамси Рагимов и заместитель председателя парламента Афетдин Джалилов. Уверенное выступление Г. Алиева с трибуны ООН стало протестом против оккупации Карабаха и призывом к сотрудничеству в нефтяном секторе. Проблема финансирования азербайджанской доли (в случае предоставления гарантий в указанный срок доля Азербайджана распределялась между другими участниками консорциума) была решена за счет привлечения других иностранных компаний – заинтересованность в приобретении доли проявили российский «ЛУКОЙЛ», а также компании «Аджип», «Эксон» и «Грюнвальд энд Ко».

Президент «Эксон» выразил намерение о сотрудничестве в азербайджанском секторе Каспия. Однако из-за неопределенности статуса Каспия компания действовала осторожно. После заключения контракта в мире увеличился интерес к азербайджанской нефти, возникла конкуренция между крупными компаниями, желавшими присоединиться к контракту. Поэтому руководство «Эксона» обратилось с просьбой о содействии к представителям власти США.
8440 просмотров

Видео

Все видео


реклама