Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -50

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

По вопросу, насколько были выгодны Азербайджану условия контракта, в литературе создана не одна легенда. Именно поэтому, на наш взгляд, особенно актуально проанализировать эти условия с точки зрения выгоды для Азербайджана. Прогнозировавшиеся запасы в трех месторождениях составляли 511 млн тонн нефти и 70 млрд куб. м природного газа. Согласно документам, 55 млрд куб. м природного газа (попутный газ) не были включены в финансовую оценку контракта. Но по условиям контракта позднее предполагалось заключить между консорциумом ГНКАР и руководством Азербайджана отдельное соглашение в отношении природного газа.

Г. Алиев видел, что контракт на тот момент являлся компромиссом еще не до конца устоявшегося государства с акулами мирового капитализма. Но, проанализировав весь ериод добычи бакинской нефти, историк-реалист Ал иев понял, что Азербайджан никогда не был хозяином своего черного золота (удельный вес азербайджанских бизнесменов в бакинской нефтепромышленности в царской России составлял всего 5%, а в годы советской власти нефть была общим достоянием СССР), что Азербайджан впервые получает реальную возможность укрепить государственную независимость как в экономической, так и политической сфере.

Г. Алиев позже вспоминал: «Пролистывая прошлую историю нефтянойпромышленности Азербайджанской Республики, учитывая 20-летний опыт руководства нефтяной промышленностью Азербайджана, учитывая сегодняшнее реальное состояние нефтепромышленности бывшей СССР, я принял решение и дал указ о подписании контракта. Я взял на себя большую ответственность и готов ее нести как сегодня, так и завтра».

Основа «Контракта века», по признанию Г. Алиева, была заложена в феврале 1994 г. во время его поездки в Великобританию, где было заключено соглашение между двумя странами о сотрудничестве в энергетической области. Но от намерений до контракта предстояло пройти долгий путь с преодолением больших препятствий. Великобритания, проявив присущую ей основательность в расчетах и одновременно готовность к встрече с риском, была первой зарубежной державой, вступившей на азербайджанский сектор Каспия. «Би Пи» и «Статойл» были самыми энергичными участниками международного нефтяного консорциума. Как отмечал Т. Еггар, «англичане испытывают гордость в опережении США в освоении месторождений Азербайджана как на суше, так и на море». Позднее Еггар возглавлял англо-азербайджанское
общество дружбы в Великобритании.

Другим значимым фактором после подписания контракта стало то, что Азербайджанская Республика приобрела новых партнеров, поддерживающих ее и в политическом плане. 20 сентября 1994 г. Министр энергетики Великобритании отмечал: «Раньше мы были различными сторонами на переговорах, а в настоящее время мы полноправные партнеры и гаранты в исполнении контракта». Развивая эту мысль, Г. Алиев утверждал, что «мы союзники и на государственном уровне». До подписания контракта переговорщики особо тмечали необходимость справедливого решения Карабахской проблемы, позднее они начали отделять этот вопрос от энергетического сотрудничества. Делегацией США по подписанию контракта руководил заместитель министра энергетики США Уильям Уайт. Контракт имел как экономическое, так и политическое значение и для США.

Подписавшие контракт нефтяные компании имели большой вес в мире. Они играли значительную роль в экономике и в формировании внутренней и внешней политики своих стран. 20 сентября 1994 г. У. Уайт, выступая в Баку, отмечал: «Вы пригласили самые крупные международные компании для заключения контракта. Естественно, эти компании имеют огромное влияние у себя в стране. Все помнят о существующих трудностях. Эти проблемы мы будем преодолевать вместе, а технические проблемы сами компании
прекрасно смогут преодолеть. Контракт открывает большие просторы для совместного сотрудничества».

Первоначально планировалось реорганизовать машиностроение Азербайджана. По признанию Уайта, в этом отношении мог быть использован опыт американских компаний, производящих оборудование для добычи нефти.
Подписание контракта и его реализация, безусловно, должны были привести к позитивным изменениям во всем регионе. Уайт отмечал: «Мы верим, что проект заложит основу нового времени для этого региона мира».

Особое значение Азербайджан придавал сотрудничеству с Россией. Еще в октябре 1993 г. в Баку между правительствами двух государств был заключен договор о сотрудничестве. Россию представляла большая делегация во главе с руководителем Главного управления Министерства топлива и энергетики страны. Была надежда, что «это историческое событие укрепит отношения между Россией и Азербайджаном».

Поздравительные телеграммы в связи с заключением контракта Г. Алиеву направили президент США Билл Клинтон, премьер-министр Великобритании Джон Мэйджор и президент Турции Сулейман Демирель. Население Азербайджанской Республики положительно отнеслось к заключению контракта с развитыми компаниями Западной Европы и США. В течение 70 лет СССР стремился догнать и перегнать эти страны, но, к сожалению, не во всех отраслях это получилось. В сознании бывших советских людей, так и не построивших коммунизм, эти страны были «реальным раем», имеющим огромные финансовые и технологические возможности. Люди думали, что сотрудничество с крупными нефтяными компаниями автоматически приведет к процветанию их страны. Н. Алиев отмечал: «Мы окончательно убеждены, что сотрудничество со странами развитой рыночной экономики приведет к созданию сильного процветающего Азербайджана.
9680 просмотров