Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -49

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

По условиям контракта Азербайджанская Республика как страна не участвовала в финансовых расходах. ГНКАР как подрядчик участвовала в инвестициях. При 20-процентных расходах ГНКАР по первоначальным условиям контракта имела 20% от ожидаемой нефти. Позднее участие ГНКАР в инвестициях стало для Азербайджанской Республики проблемой. Собственных финансов у страны не было. Необходимо было или брать долгосрочные кредиты, или уступить часть своей доли нефтяному консорциуму. Под давлением Запада, имея экономические, территориальные, а также политические проблемы, страна вынуждена была выбрать второй путь.

В конечном счете ГНКАР уступила половину своей доли, и по соглашению 90% вложений было инвестировано международными нефтяными компаниями. Предполагаемые инвестиции по проекту контракта были 7,4 млрд долларов. Из добытой нефти Азербайджан должен был получить 253 млн тонн. Естественно, с изменением мировых цен на нефть изменились бы и ожидаемые финансовые доходы. По заявлению Н. Алиева, при самом неудачном раскладе (падение цен на нефть, повышение стоимости на расходные материалы и т.п.) прибыль Азербайджана должна была быть не меньше 60%.

В проекте контракта был пункт о необходимости после подписания контракта его ратификации в парламенте. В этом случае контракт принимал силу закона. По существу, это была гарантия Азербайджанской Республики перед западными компаниями, в условиях неопределенности статуса Каспия. Контракт предполагалось ратифицировать 2 декабря 1994 г. В парламенте Азербайджана. Кроме этого, для успешной реализации иностранные нефтяные компании просили у парламента республики и правительства предоставить следующие гарантии нефтяному консорциуму: стабильность экономических условий контракта на весь период его существования; правовую защиту собственности иностранных компаний, отсутствие права государственных органов республики на национализацию и конфискацию имущества иностранных компаний. Горький опыт компании «Товарищество братьев Нобель», «Royal Dutch/Shell» в годы советизации не был забыт. Кроме того, нельзя было не учитывать, что это были первые крупные инвестиции в страну, где в недалеком прошлом отсутствовала частная собственность, где еще не до конца была сформирована смешанная экономика. При изменении законодательства Азербайджанской Республики, в случаях потери существующих прав по контракту или при потере имущества зарубежными компаниями они должны были получить: полную компенсацию; свободный режим экспорта и импорта для поставки в республику материальных ресурсов, машин, оборудования в период исполнения условий контракта; поддержку и всевозможную помощь при получении необходимых лицензий и разрешений; свободный допуск работников консорциума в существующую нефтяную инфраструктуру для осуществления успешной работы по контракту.

Разумеется, Г. Алиев понимал, что рано или поздно кризис в Азербайджанской Республике с выходом на запланированную добычу нефти будет устранен, политическая ситуация в регионе может измениться к лучшему. Но более сильная республика не сможет пересмотреть условия контракта – закон не имеет обратной силы. Но этот недостаток был продолжением других достоинств:
_ контракт открывал путь в экономику первым крупным инвестициям;
_ условия контракта позволяли создавать в стране рыночную экономику, интегрированную в мировую экономику;
_ контракт улучшал имидж республики, и страна приобретала известность во всем деловом мире.

До заключения контракта ГНКАР имела на Каспии некую инфраструктуру, которую консорциум мог использовать при определенных условиях. В проекте отдельным пунктом был выделен завод глубоководных оснований, построенный в 1980-е гг.. По условиям соглашения после заключения контракта его планировалось модернизировать. На базе этого завода предполагалось создавать платформы, которые эксплуатировались бы по всему Каспийскому морю. Необходимо было закупить современные корабли, танкеры, обновить устаревшую еще 15–20 лет назад эстакаду Нефтяных Камней. Все купленное, привезенное и установленное оборудование по условиям контракта в конечном
счете оставалось собственностью республики. Но при этом, конечно, необходимо учитывать и устаревание с течением времени приобретенного оборудования.

Не все в республике соглашались с нефтяной стратегией алиевской команды, считая и «Контракт века», и другие, позднее заключенные соглашения, невыгодными для страны. Зампредседателя Партии «Народный фронт Азербайджана» (ПНФА) Али Керимов отмечал, что в «Контракте века» условия для Азербайджана по сравнению с проектом, обсуждаемым во время правления альянса ПНФА и Мусават, ухудшились. В эльчибеевском контракте соотношение процентов между западными компаниями и Азербайджанской Республикой было 15 на 85. Демократический конгресс в случае прихода к власти ставил своей главной задачей ревизию всех заключенных при Г. Алиеве контрактов. Однако, по словам бывшего руководителя ГНК АР Сабита Багирова, эти обвинения были безосновательны, т.к. при президентстве А. Эльчибея не было контракта, а были одни намерения: «во время правления ПНФА обговоренных с иностранными партнерами условий не было, а существовали лишь намерения тогдашнего правительства и ГНКАР». Багиров также отмечал: «Нет ничего удивительного в том, что существующие до подписания планы не полностью совпали с условиями контракта. Ведь компании знали о кризисном положении Азербайджана, чем не преминули воспользоваться, ужесточая условия».
10190 просмотров