Депутаты Государственной Думой рассматривают проект нового федерального закона "Об образовании". Вячеслав Никонов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию, поделился с общественностью своим видением реформы образования, аттестации научных кадров, разработки проекта единой концепции школьного курса истории России, а также других вопросов, связанных с данной сферой.
По словам Вячеслава Никонова, многие люди характеризует ситуацию в российской науке и образовании за последние 20 лет как катастрофическую. "Действительно, если в советское время, особенно в 50-60е годы, наша система образования и науки считалась самой образцовой в мире, и нас копировали, включая США, то в последние 20 лет, во-первых, разрушалась та система, которую копировали, во-вторых мы сами стали копировать те системы, которые сами копировали нас", - сетует Никонов. "Мы в 90-е годы потеряли в науке и образовании то поколение, которое должно было составить честь российской интеллектуальной элиты сейчас. Часть уехала, составила честь зарубежной, прежде всего, западной науки и образования, а другая часть не пришла в учебные заведения. Мы потеряли значительную часть научного потенциала. Достаточно сказать, что только тиражи научных журналов у нас за 90-е годы упали в 15 раз. Посещаемость научных библиотек - в 20 раз. И это не только интернет, который изгнал людей из библиотек и научных журналов. Финансирование было исключительно низким".
В последние годы Россия только-только начинает выходить из того глубокого кризиса, в котором российское образование и наука оказались в 1990-е гг. Однако, Вячеслав Никонов не рассматривает нынешнюю ситуацию как абсолютно катастрофичную. Он подразделяет существующие проблемы на разные уровни: "Если мы посмотрим нашу систему дошкольного образования (а в соответствии с законом Об образовании, это теперь образовательный уровень), то мы обнаружим вообще мало стран, где этот уровень существует. Поэтому с точки зрения дошкольного образования у нас большие достижения. Но есть и большие проблемы. Сейчас как раз вырабатываются образовательные стандарты, и они уже обнародованы. Не все из них нас устраивают. Но стандарты в принципе нужны. Единственное отличие от стандартов других уровней заключается в том, что там не будет контроля. То есть не будет экзаменов, которые будут сдавать дошколята", - объясняет председатель Комитета по образованию.
Что касается нашего школьного образования, Никонов отметил, что по всем мировым сопоставлениям начальное образование в РФ просто замечательное. "Мы до сих пор входим в тройку-четверку ведущих государств вместе с Гонконгом, Сингапуром, Финляндией. Наше образование в средней школе, в основной школе – от 5 до 9 класса – остается на достаточно высоком уровне. Мы входим в десятку, в двадцатку точно по различным сопоставлениям, пропуская вперед еще и страны Восточной Азии. Мы проседаем в старших классах – 10-11". По его мнению это связано с тем, что из-за системы ЕГЭ, которая существует в настоящий момент, слишком большое количество детей перестают учиться по тем предметам, по которым они не собираются сдавать ЕГЭ. "Можно закончить школу, сдав только два единых госэкзамена – по русскому языку и по математике, тогда как изучается 11 предметов, что само по себе абсолютно не верно. Здесь, вероятно, выход из положения должен заключаться в совершенствовании системы единого госэкзамена", - считает Вячеслав Никонов.
По поводу высшего образования, он отмечает, что здесь Россия входит в первую тридцатку на уровне бакалавриата и на уровне специалитета. "Но мы очень здорово проваливаемся на следующих уровнях – на уровне магистратуры и на уровне аспирантуры. Магистерский уровень – это то, что сейчас только в последние годы начало формироваться. А аспирантский уровень – это то, что традиционно рассматривалось как уровень неучебный, как уровень, когда просто сдают кандидатские минимумы и пишут кандидатскую диссертацию. Тогда как в развитых странах аспирантура – это тот уровень, где самые лучшие преподаватели учат самых лучших студентов. И именно здесь достигается серьезный отрыв по подготовке кадров высшей квалификации. Закон Об образовании вводит аспирантуру сейчас как третий уровень высшего образования и создает соответствующие условия, чтобы появились стандарты, по которым можно было бы продолжать учебу, что позволило бы действительно готовить кадры самой высокой квалификации", - заключил Никонов.