Вестник Кавказа

Год большого региона

Регионы Южного Кавказа и Ближнего Востока схожи по многим параметрам, и происходящее в арабском мире, Турции, Иране и Израиле неизбежно в той или иной степени оказывает влияние на Закавказье. Уходящий год был богатым на события, которые способны пошатнуть относительный баланс сил на Ближнем Востоке и Кавказе.

По мнению директора Института востоковедения Виталия Наумкина, "Южный Кавказ живет в своей системе координат, и каждое государство занято решением своих проблем. Они очень своеобразные. Для Армении сегодня приоритеты связанны с определением внешнеполитической ориентации. Выбор Армении сделала выбор не в пользу Европы, а в пользу Таможенного союза был непростым, учитывая, что значительная часть населения поддерживает проевропейские, прозападные партии, прозападные тенденции. Остается и проблема неурегулированных конфликтов".

"В Грузии, - по мнению Наумкина, - идет болезненный процесс. И в этом болезненном процессе пересмотра наследия Саакашвили есть место медленной нормализации между Россией и Грузией".

Что касается Азербайджана, по его директор Института востоковедения назвал "очень быстро развивающимся в экономическом смысле государством, которое очень внимательно отслеживает то, что происходит на Ближнем Востоке и которое в число угроз для своей безопасности включает джихадистов". По словам Наумкина, Азербайджан "это государство, где есть и суннитский ислам, где есть джихадистские группировки, и с другой стороны, государство, которое очень настороженно относится к шиитскому влиянию из Ирана, политическому влиянию Ирана. Чтобы сдерживать это влияние Азербайджан встал на путь тесного сотрудничества с Израилем, в том числе в военно-технической сфере".

В целом же, по мнению директора Института востоковедения, ближневосточная ситуация не сильно влияет на внутриюжнокавказские процессы: "Там есть какие-то бурления, которые отражают арабскую весну, но они носят очень ограниченный характер".

В отношении самого Ближнего Востока Наумкин выразил мнение, что там в уходящем году сохранилась обстановка нестабильности, непредсказуемости, нарушения управляемости и кризиса государств-наций. Сейчас модно говорить о кризисе системы Сайкса-Пико, определенной в 1916 году тайным соглашением между правительствами Великобритании, Франции, России и позднее Италии, в котором были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке после Первой мировой войны. Но, по мнению Наумкина, дело не в том, как был поделен Ближний Восток, а в том, что государства-нации, которые стали основой мирового порядка много десятилетий назад в районе Ближнего Востока, были рождены волей колониальных держав. "Мы считаем границы между ними окончательными, стабильными. Государства развиваются в этих границах, развиваются национальные сообщества, которые обладают суверенитетом, идентичностью, эта идентичность растет. Но эта система сегодня дала серьезную трещину. Причем трещина эта не только ближневосточная, она мировая. В других районах Земли она тоже просматривается совершенно очевидно, но на Ближнем Востоке, пожалуй, этот процесс наиболее заметен". Коренным образом ситуацию на Ближнем Востоке изменила третья египетская революция, не в пользу политического ислама. Она поменяла расстановку сил в регионе и вызвала серьезные раздумья у внешних сил.

Наумкин не исключил пересмотра границ на Ближнем Востоке: "Может быть, какие-то государства развалятся, а какие-то новые создадутся, какие-то, может быть, будут объединения неожиданные государств. Такие процессы в принципе возможны. Если они были возможны в Европе, почему нельзя предположить их на Ближнем Востоке. Я бы не хотел, чтобы кто-то ставил под вопрос сложившуюся систему государств, но уже очевидна ломка существующего порядка - много государств сегодня плохо управляют той территорией, за которую отвечают. Вызов государствам и мировому порядку отсюда идет. Причем на этот вызов реагируют все по-разному. У всех государств региона, мы же говорим не только об арабском мире, есть как минимум три неарабских государства на Ближнем Востоке – это Турция, Иран и Израиль, и везде есть свои вызовы. Есть очень серьезные обострения и межгосударственных отношений, межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных".

8645 просмотров