Вестник Кавказа

Четыре причины того, почему Германия отвернулась от России

Четыре причины того, почему Германия отвернулась от России
© Фото: Сайт президента России

Принятый вчера четвертый пакет санкций в отношении России был активно поддержан Германией. До последнего времени ФРГ считалась страной, с которой у России складываются наиболее дружественные и плодотворные отношения; Германию даже называли адвокатом России в Евросоюзе. Адвокат этот действовал, очевидно, исключительно на основе прагматичных соображений - Германия долго оставалась самым важным торговым партнером России, а Россия для Германии – хотя и не самым важным, но весьма необходимым, особенно в сфере поставок энергоносителей.

Придя к власти в 2005 году, бундесканцлер Ангела Меркель дала понять, что Германии к России стоит относиться более дистанцировано, хотя и прагматично. Дистанция еще больше увечилась в связи с событиями на Украине. Вчера Меркель призвала принять новые санкции против России. Канцлер признала, что ситуация на востоке Украины улучшилась, однако у нее "нет достаточной ясности" по поводу дальнейшего выполнения положений плана по нормализации обстановки. Это отсутствие уверенности Меркель назвала достаточной причиной для того, чтобы обнародовать одобренные санкции.

Комментируя позицию Берлина, замдиректора ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов отметил, что в Германии "в отличие от большинства европейских стран, построенные газохранилища позволяют эту зиму пережить, даже если будут перебои с поставками газа". Он также отметил, что в отношении бизнеса были подсчитаны потери в несколько сот миллионов евро, но одновременно удалось заручиться поддержкой нескольких предпринимательских союзов. Ограниченные санкции немецкий бизнес тоже готов пережить.

Кузнецов считает, что "Германия с конца прошлого года, когда было сформировано новое правительство, стала пытаться укрепить свой внешнеполитический вес. Отсюда и активная битва была за Украину, когда Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации. Мы же помним, что не только поляки, но и немцы предложили руку государственному перевороту на Украине".

Кузнецов инкриминирует осложнение российско-германских отношений некоторым высокопоставленным лицам Германии, включая федерального президента: "Он бойкотировал сочинскую Олимпиаду отнюдь не из-за Украины - ее еще тогда не было, - а под предлогом притеснения гомосексуалистов в России. Федеральный президент - сын двух нацистов. Он известный демократ, но, на самом деле, его отец был репрессирован в сталинский период за свое нацистское прошлое, он был нацистом, и после этого сын стал ярым антикоммунистом, и это никуда не делось. Нынешний министр иностранных дел - из немцев, которые вынуждены были бежать из Бреслау, потому что с 1945 восточные районы Германии были переданы Польше. Кто его знает, насколько этот фактор у конкретных людей играет свою роль? Но не надо его преувеличивать".

Еще одним фактором возникновения напряженности между Москвой и Берлином Кузнецов назвал "традиционно негативное отношение к России в СМИ Германии": "Оно связано с тем, что российская модель политической жизни не вписывается в каноны того, что принято видеть в Германии. Яркая фигура во главе страны всегда воспринимается в Германии как авторитарная фигура. Поэтому очень негативное отношение лично к Путину часто переносится и на страну в целом. Давление этого общественного мнения проявляется, например, в свете катастрофы "Боинга". Никаких доказательств того, кто его сбил, нет. Но, если почитать немецкую прессу, то там уже давно вывод сделан. Считается, что последней каплей в секторальных санкциях стало то, что население ЕС убедили, что русские сбили самолет. И раз они сбили, то уже это последняя грань".

17830 просмотров