Это может сегодня показаться маловероятным, но исторически в формировании Москвы активно участвовали и кавказцы. Впрочем, как и татары, и немцы. По сравнению с поселившимися здесь в XVII веке выходцами из Германии и других европейских стран, на которых "коренные" москвичи долго смотрели как на чужеземцев и "немых" (т.е. немцев), кавказцы в те времена были заметно ближе к русским. Большое значение имела торговля – то есть своеобразный совместный бизнес, а он уже не терпит разделения на нации и религии. Немаловажным фактором в этом процессе следует считать и схожую ментальность – русскому человеку ведь присущи многие черты южан: великодушие, умение дружить, неприятие мелочности и жадности. Фольклор как славян, так и кавказцев в полной мере отразил их духовные точки соприкосновения. Словом, у русского и кавказского человека между собой гораздо больше общего, чем у каждого из них по отдельности с европейцем, тем более западным. История Москвы – красноречивое тому доказательство.
О кавказском пласте в Москве красноречиво говорят названия улиц, площадей и переулков, которые по-своему характеризовали отношения великой русской столицы с южным регионом. Но более всего кавказских годонимов появилось в Москве во второй половине XX века, на юге и юго-востоке столицы: Кавказский бульвар, Бакинская, Каспийская, Ереванская, Севанская, Краснодарская, Кубанская, Армавирская улицы. В советский период Москва как на дрожжах стала расти численно и территориально. В новых кварталах стало много новых названий, адресующих к Кавказу. Но самой молодой кавказской улицей в российской столице на сегодняшний день считается имени Ахмада Кадырова в Южном Бутове.
***
Поселиться в Южном Бутове на рубеже XX и XXI веков было гораздо проще, чем в любом другом районе Москвы, может быть, кроме Капотни. В столице Бутово воспринимали как выселки, "почти Подольск". Тогда здесь не было станции метро, добираться до центра на общественном транспорте приходилось более часа, переезжая на автобусе МКАД, что часто значительно затягивало поездку. Еще не построили в районе крупных магазинов, мелкие продмаги и "комки" были ориентированы в основном на строителей, предлагая им полуфабрикаты и молочные изделия для рабочих перекусов. Но строительство проходило бурно. Почти вся территория тогдашнего района была усеяна стройплощадками. Справедливости ради замечу, что тогдашние хозяева стройкомплекса Москвы так откровенно не использовали рабсилу из Средней Азии, по крайней мере, не помню я уроженцев тех мест в качестве строителей. Ну а цены на квартиры – не верится сегодня! – были в десятки раз ниже, что, конечно, было следствием многих процессов, но более всего дефолта августа 1998 года. До 2001 года трехкомнатную квартиру в Южном Бутове можно было купить примерно за 25 тысяч долларов. Но для подавляющего большинства россиян в те годы и такие цены считались запредельными.
Не смотря ни на что, район Южное Бутово в начале 2000-х возводили со вкусом. Вдоль речушек и прудов появились аккуратные скверики, некоторые улицы приобрели вполне европейский вид, построили легкое метро и множество супермаркетов. Окраины поля стали раздольем для летних велосипедных и зимних лыжных прогулок. Просторное и живописное поле вокруг Черневского пруда облагородили, проложив аккуратные дорожки и аллеи. Но между облагороженным полем и улицей Адмирала Лазарева находился пустырь. Конечно, он не мог остаться не застроенным, к тому же к весне 2001 года повысился спрос на жилье – экономика страны приходила в себя после дефолта. Спрос породил возросшее предложение. Если в конце 1990-х Южнобутовскую улицу в основном застраивали 3– 9-этажными домами, то в начале 2000-х годов улицу Адмирала Лазарева – уже сплошь 10– 12-этажными. А в конце 2000-х здесь выросли даже 24-этажки, и расстояние между домами значительно сократилось, исчезло понятие двора, пространство перед домами было отдано под тесные парковки для автомобилей.
В 2004 году по пустырю между улицей Адмирала Лазарева и Черневским прудом проложили дорогу, соединившую станцию метро "Бунинская аллея" и отдаленные многоэтажки, в которых и мне посчастливилось приобрести квартиру по смешной по нынешним временам цене. Дорогу застроили только с одной стороны, поскольку почва вокруг пруда не была пригодной для массивных зданий, что в итоге спасло и пруд, и поле. На противоположной стороне возвели три огромные 17-этажки, в которые переселили жителей фактически уничтоженного поселка Бутово, школу, детсад и административное здание. Затем появился комплекс "Лазаревское", состоящий из четырех 24-этажек. Протянулась дорога на 900 метров. Ее и назвали в том же году улицей имени (Ахмада) Кадырова, трагического погибшего 9 мая 2004 года на грозненском стадионе "Динамо"…
Продолжение следует