Вестник Кавказа

Армения: СМИ vs СМИ

Давид Степанян, Ереван
5 мая в Армении пройдут выборы в Совет старейшин Еревана. Мэром станет политик, возглавляющий пропорциональный список политической силы, которая наберет наибольшее количество голосов. В избирательной кампании участвуют семь политических сил - правящая Республиканская партия Армении (РПА), "Оринац еркир", "Наследие", "Аракелутюн", партия "Процветающая Армения" (ППА), Армянский национальный конгресс (АНК), АРФ "Дашнакцутюн".

По оценкам социологов, в выборах ожидается участие не более 45% от общего числа избирателей. Однако в отличие от простых граждан политический спектр отнесся к выборам с нескрываемым энтузиазмом. За кресло градоначальника намерены побороться силы, ранее категорически отказавшиеся участвовать в выборах президента - ППА, АРФД и АНК. Сегодня практически все политические силы, участвующие в предвыборной кампании, активно поливают друг друга грязью. День ото дня страсти накаляются, проявляясь во взаимных обвинениях политических сил в административном прессинге, покупке электората, или попытках его купить. Делается это в первую очередь посредством СМИ, и уже потом социальных сетей и даже листовок. Все армянские пиарщики, естественно кроме республиканцев по универсальному принципу «ругай власть». Его успешно используют даже партии в принципе остающиеся или еще недавно бывшие частью власти – ППА и “Оринац еркир”.

Общественный телеканал пока обходится без выплесков в телеэфир компрометирующих оппозицию репортажей, очевидно придерживая их на закуску. Взамен часть его эфирного времени отводится на деятельность действующего столичного градоначальника, республиканца Тарона Маркаряна. А деятельность эта в последние месяцы приняла довольно бурный характер. Человек, возглавляющий список РПА, постоянно позирует для телекамер на фоне асфальтоукладчиков, бульдозеров, строительных кранов, довольных жизнью ереванцев и мусороуборочных автомобилей.

В ответ принадлежащий олигарху Гагику Царукяну телеканал Kentron уделяет освещению предвыборной агитации ППА почти половину эфирного времени. То же самое можно сказать и о принадлежащем АРФ “Дашнакцутюн” телеканале Yerkir Media. Разница лишь в том, что это телеканалы в отличие от Общественного показывают телезрителям все нелицеприятные стороны жизни Еревана: прорванные канализационные трубы, рытвины, неубранные горы мусора и недовольные лица ереванцев.

Особенностью информационной кампании стал подкуп армянских СМИ, приобретший доселе невиданные размахи. Помимо Yerkir Media и Kentron, все остальные армянские телекомпании прямо или опосредованно финансируются различными институтами власти и в первую очередь РПА. Соответственно, с политическими предпочтениями телевизионного спектра армянских СМИ все более или мне ясно.

То же самое можно сказать и об электронных СМИ. За исключением сайтов Yerkir.am и Report.am, принадлежащих АРФД, и информационных сайтов zham.am, 7or.am, civilnet.am, которые поддерживают ППА, за счет которой они существуют, весь остальной довольно обширный сегмент информационных порталов работает на команду республиканцев. Это стало возможно в результате многолетней и неустанной деятельности Микаэла Минасяна - зятя президента Армении Сержа Саргсяна. Минасян, недавно назначенный на должность посла в Престоле Святого Петра в Ватикане, до этого назначения фактически государственных должностей не занимал. Одной из главных миссий Минасяна все эти годы была организация пропаганды и пиара – области, пущенной на самотек в предыдущие годы, и в основном направленной на внутреннее потребление. Пользуясь покровительством РПА и собственными финансовыми возможностями, зять президента приобрел ряд крупнейших телеканалов. После чего в Армении стали множиться новые информационные ресурсы, главным образом в виде электронных СМИ.
На этом поприще Минасян здорово преуспел, поскольку такая информационная политика осуществлялась достаточно толково и профессионально, с учетом новых реалий и современных информационных технологий. Таким образом, армянская пропаганда стала довольно успешно выполнять возложенную на нее миссию по формированию нужного власти общественного дискурса.

В результате в поствыборный период 2008 года свободным от республиканского присутствия в Армении оставались лишь СМИ (в основном газеты и информационные сайты), подвластные АНК, в народе называемые “левоновскими”. СМИ эти нещадно критиковали власть и лично президента, при этом зачастую переходя все вообразимые рамки журналистской этики и даже приличия.
Однако после утери АНК с легкой руки самого Левона Тер-Петросяна значительной части электората и, соответственно, финансирования, эти СМИ стали постепенно менять политическую ориентацию. Как результат на сегодняшний день все эти газеты и сайты, а их десятки, финансируются проправительственными силами. И “республиканские” конверты с известным содержанием сегодня стали основным источником существования данного сегмента армянских СМИ, что прямо отражается на их содержании. Поэтому вкупе с устоявшейся в Армении традицией фальсифицировать итоги выборов всех возможных уровней, 5 мая можно твердо прогнозировать “победу” команды республиканца и действующего мэра Еревана Тарона Маркаряна.
14200 просмотров