Почти неделю назад Вооруженные силы Турции начали атаки на позиции "Исламского государства" на севере Сирии и Рабочей партии Курдистана (РПК) в Северном Ираке. Удары были нанесены с истребителей F-16, а также из танков и артиллерии с приграничной территории Турции. Между тем, как заявил министр иностранных дел страны Мевлют Чавушоглу, операция на севере Сирии не направлена против правительства Башара Асада. Однако при этом он подчеркнул: «Мы с США едины во мнении относительно необходимости ухода Асада, но убеждены, что из процесса сирийского урегулирования никто не должен быть исключен, в том числе Россия и Иран". Между тем, как полагает заведующий отделом Института стран СНГ, эксперт по военным вопросам Владимир Евсеев, власти Турции будут вынуждены скорректировать политику в отношению к Сирии.
«Посмотрите, как ведет себя Турция? Случается теракт, «ИГ» обстреливает военный пост. А по кому наносят удар? По РПК! Если наносят удар по РПК, то как это связано с «ИГ»? Я этой логики просто не понимаю», - заявил эксперт. Говоря о создании буферной зоны, он заметил: «Не все, что говорит турецкое руководство, реализуется. Об этой зоне много говорят, называют ее бесполетной зоной. Но возникает вопрос, кто будет ее контролировать. Турки введут туда войска? Думаю, это пока больше желание, чем действительность. Турция очень бы хотела, чтобы это сделали американцы. А американцы очень бы хотели, чтобы это сделали турки. Но, я уверен, что ни американцы, ни турки это не сделают. Благие пожелания о создании буферной зоны, наверное, ничем не закончатся, потому что на самом деле это будет оккупация сирийской территории со стороны государства-члена НАТО».
По мнению Евсеева, в Анкаре во многих проблемах принято винить курдов: «Поэтому они и на безопасность свою смотрят через призму курдов. Но если, например, «ИГ» борется с сирийскими курдами, то получается, что это отвечает турецким национальным интересам. Кроме этого, тезис о том, что Башар Асад должен уйти, не снят. В этих условиях невозможно говорить о каком-то участии Турции в реальной борьбе с «ИГ»».
Евсеев напоминает, что правящая коалиция в Турции пока не создана: «Есть сценарий развития событий, при котором будут снова выборы, например, в ноябре. При этом Партия справедливости и развития, скорее всего, не получит большинство. В итоге правящая коалиция будет сформирована, а все оппозиционные партии будут выступать за изменение политики в отношении Сирии. Турция будет вынуждена скорректировать свою внешнюю политику по отношению к Сирии, что дает сирийскому народу дополнительный шанс для победы в войне с терроризмом, победы над внешними силами, которые хотят обязательно Сирию уничтожить».
По мнению эксперта, слова о смене власти в Сирии не имеют под собой законных оснований: «Если, не дай Бог, в Дамаске свергнут законную власть, мы получим в Сирии только Ливию, причем в худшем варианте, где христиан, друзов, алавитов будут не просто выгонять, а их физически будут уничтожать. Речь пойдет о геноциде сирийского населения. Если бы понимание этого было, то государства, вовлеченные в так называемую борьбу с «ИГ» вели бы себя несколько иначе, и говорили бы не о создании буферной зоны, а о том, как реально бороться с «ИГ» и как взаимодействовать с сирийским руководством в борьбе с «ИГ»».