Вестник Кавказа

Новые формы экстремизма и борьбы с ним

Муса Мусаев, Дагестан
С середины нулевых терроризм в Дагестане обрел новые формы – запугивание гражданского населения, вымогательство денег у бизнесменов. За отказ выплачивать дань поджигают или подрывают коммерческие объекты, похищают или убивают бизнесменов. Предварительно им передают флешки с видео, на которых бандиты, не скрывая лиц, открыто угрожают и требуют крупные суммы денег. Если раньше проблемными считались отдельные районы, то в последние годы география действий незаконных вооруженных формирований распространилась на южные северные и горные районы Дагестана. По словам министра по национальной политике делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурзы Бекмурзаева, раньше боевики получали финансовую подпитку из-за рубежа, а сейчас более 70% средств, на которые осуществляются террор, - деньги дагестанских бизнесменов. В конце 2010 возникла угроза, что усилившиеся незаконные вооруженные формирования подомнут для нужд своей преступной деятельности весь бизнес в Дагестане.

Терроризм мешает привлечь инвестиции в экономику, отвлекает внимание власти и общества от решения социально-экономических проблем и оттягивает реализацию инвестиционных проектов. Но без развития экономики, невозможно лишить терроризм и экстремизм социальной почвы. Поэтому все эти проблемы республиканское руководство пытается решить в комплексе. «Мы очистим республику от бандитов, которые не дают дагестанцам нормально жить и работать», - обещает глава республики Магомедсалам Магомедов. В последние годы действия террористов стали жестко пресекаться. Антитеррористическая деятельность резко активизировалось. В проблемных районах, откуда боевики часто совершают вылазки, создают временные отделы внутренних войск, мобильные спецподразделения. В результате за последние годы были ликвидированы десятки главарей боевиков в Кизлярском, Унцукульском, Карабудахкентском районах. На что экстремисты начали отвечать двойными терактами с использованием смертников. Двойной теракт, совершенный двумя смертниками 3 мая в Махачкале и унесший жизни 13 человек, депутат Госдумы Ризван Курбанов назвал «отчаянной попыткой запугать дагестанское общество». Тем самым террористы, по словам Курбанова, хотели еще раз заявить о себе как о реальной силе.

Чтобы разомкнуть этот круг проблем, президентская команда помимо усиления силовой составляющей и решения социально экономических проблем налаживает диалог со конфликтующими сторонами, пытается объединить здоровые силы. В Махачкале говорят, что большинство боевиков это обманутые молодые люди из малоимущих семей в возрасте от 15 до 25 лет, которым нужно дать шанс вернуться к мирной жизни, создать условия для их самореализации в обществе. Проводником политики примирения стал Ризван Курбанов, пытающийся вернуть к мирной жизни тех людей, которые оказались в лесу по ошибке, были завербованы, обмануты, зомбированы, задолжали бандитам деньги. В 2010 году была создана Комиссия по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лиц, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность. В состав Комиссии входят главы правоохранительных органов, религиозные деятели и представители общественных организаций. Комиссия рассмотрела заявления полусотни бывших боевиков. Многие члены незаконных вооруженных формирований или пособники, на которых нет крови, были уверены, что нет дороги назад, нет никаких шансов вернуться к мирной жизни. Комиссия дает им такой шанс, гарантируя, что при расследовании уголовных дел их права будут соблюдены. А за тех, кто активно сотрудничает со следствием, комиссия ходатайствует о смягчении уголовной ответственности в рамках действующего законодательства. Представители комиссии участвуют в ведении переговоров с заблокированными боевиками во время проведения спецопераций. Зачастую боевики, даже те, на ком нет крови, не сдаются, из-за распространенных слухах о жестоких пытках. Но в последние годы было немало случаев сдачи боевиков.

Одним из факторов, подпитывающих экстремизм, остается радикализация молодежи и рост протестных настроений из-за плохого социального «самочувствия» общества. Магомедсалам Магомедов утверждает, что Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2025 года ставит своей главной целью повышение качества жизни - создание новых рабочих мест, повышение качества образования, медицины. Но решить все социальные проблемы, обновить социальную инфраструктуру невозможно только за счет дотационного бюджета. Для создания конкурентоспособной экономики в республике разработаны десятки инвестиционных проектов. Ход реализации наиболее крупных из них президент Дагестана контролирует лично. В частности, это крупный аграрный проект, в котором участвуют американские инвесторы и внедряются самые современные технологии. Реализацию других проектов патронируют члены Экономического совета при президенте. Но чтобы задействовать природные богатства, и прежде всего человеческий капитал, нужно в разы увеличить объемы и темпы реализации инвестиционных проектов. Однако некоторые проекты буксуют из-за коррупционных издержек и страха инвесторов перед нестабильностью.
15575 просмотров

Видео

Все видео


реклама