Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» продолжает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.
Несмотря на видимые успехи в развитии отрасли, СССР стал значительно отставать по уровню добычи и переработки нефти от ведущей нефтяной державы – США. В 1913 г. добыча нефти в России составляла 27% от уровня добычи нефти в США, а в 1928 г. – только 9%. В абсолютных показателях добыча нефти в СССР отставала даже от соответствующих показателей Венесуэлы. К концу 1920>х показатели развития нефтяной промышленности напрямую ассоциировались с уровнем индустриального могущества стран, так как нефть обеспечивала основным горючим авиацию, транспорт, военную промышленность.
Уже в начале 1920-х гг. Ленин и многие из его соратников стали понимать, что при классической советской системе управления обеспечить рывок в развитии отрасли будет крайне сложно. Вот почему Ленин предложил передать Бакинские нефтяные промыслы в форме концессий иностранным предпринимателям. Так, 2 апреля 1921 г. в письме Серебровскому Ленин писал: «Было бы очень хорошо 1/4 бакинских нефтяных месторождений, может, даже 2/4, сдать в концессию».
Тема бакинской нефти негласно присутствовала при обсуждении проблем взаимоотношений Советской России с мировым сообществом на Генуэзской и Гаагской конференциях. Как пишет азербайджанский исследователь Мурадалиева, на этих конференциях «не упоминалось о нефти ни в протоколах, ни в других официальных документах. Но в действительности речь шла именно о ней. Требованием покрыть старые долги западные державы хотели вынудить Советскую Россию уступить им на правах концессий нефтяную промышленность. Многие тогда подмечали, что в те дни даже в воздухе Генуи пахло азербайджанской нефтью». На Генуэзской конференции в апреле 1922 г. особую активность проявляла компания «Ройял Датч Шелл», представители которой добивались от делегации РСФСР согласия на передачу бакинской нефти в долговременную концессию. Советское правительство в принципе было согласно на это, но оговаривало эту возможность условием: 1/4 бакинских нефтеносных земель останется в руках Советского государства, а 3/4 этих земель будут переданы иностранным компаниям в виде концессий.
Соглашению помешала лишь неуступчивость ряда западных делегаций, прежде всего французской, в вопросах о довоенных и военных долгах России. Заключением в предместье Генуи Рапалло сепаратного договора с Германией Советская Россия сумела расколоть фронт западных держав, до того солидарно выступавших с претензиями к России. Но в то же время вопрос о предоставлении концессий в Бакинском нефтяном районе вновь был отсрочен. Тема предоставления нефтяных концессий снова попала на повестку дня на конференции в Гааге в июне>июле 1922 г. Здесь советские представители предъявили список нефтяных предприятий, которые могли бы быть переданы в виде концессий иностранным фирмам. Среди этих предприятий были нефтяные промыслы на Биби-Эйбате, в Биби-Эйбатской бухте, на острове Артем, на острове Чекмен, в районах сел Шубаны, Пута, Гала. Несмотря на заинтересованность многих иностранных компаний в советских предложениях, переговоры не принесли результатов. Вопрос о концессиях в нефтяной промышленности так и не был решен. Представляется, что главной причиной стало соперничество крупнейших нефтяных компаний. Каждая из них, прежде всего «Стандарт Ойл» и «Ройял Датч Шелл», стремились к монопольному положению на российском рынке и не хотели уступать друг другу. Вряд ли можно считать конструктивной концессионную политику Советской России в нефтяной промышленности. Советские руководители были слишком осторожны в предоставлении иностранцам широкого доступа к бакинской нефти. И это, в свою очередь, встречало настороженное отношение со стороны зарубежных инвесторов. Как бы то ни было, добиться роста эффективности бакинской нефтяной промышленности на основе использования средств и опыта зарубежных компаний не удалось. Вот почему Советскому государству пришлось, по сути, самостоятельно решать проблему обеспечения рывка в развитии нефтяной промышленности в решающий период индустриализации – в годы довоенных пятилеток. Первые советские пятилетки должны были обеспечить громадный шаг вперед в развитии индустриального потенциала страны. Естественно, что в рамках поставленных грандиозных задач развитию энергетического комплекса отводилось большое место. Особое место в плане экономического развития принадлежало нефтяной промышленности. Долгое время итоговые результаты развития нефтяного сектора точно не были определены. И лишь в постановлении ЦК ВКП(б) от 15 ноября 1930 г. было указано, что добыча нефти к 1933 г. должна составить 45–46 млн тонн. Это была явно завышенная и, как показала жизнь, нереальная цифра. Исследователь этого периода А.А. Иголкин, тщательно изучив материалы того периода, выявил особенности развития нефтяной промышленности СССР тех лет, которые, по его мнению, и стали причинами невыполнения планов.
Таких причин было несколько. Одна из них – недостаточное развитие металлургической промышленности, в силу чего нефтедобыча не была обеспечена должным количеством соответствующего оборудования. Касаясь периода первой пятилетки, Иголкин отмечал, что «при тех поставках оборудования и материалов, которые получала нефтяная промышленность, выполнить амбициозные планы было абсолютно невозможно». Тот же автор привел любопытные факты относительно второй пятилетки: для нефтедобычи планом было выделено 25 тыс. 340 тонн обсадных труб, а реально отгружено 12 тыс. 22 тонны. Бурильных же труб планом было предусмотрено 7550 тонн, а отгружено лишь 2787 тонн. Другой важной причиной недостижимости предусмотренных рубежей развития нефтяной промышленности была нехватка нефтеемкостей и транспорта. Сданный в 1930 г. нефтепровод Баку–Батум имел пропускной способностью лишь 1,6 млн тонн в год.
Самой важной, определяющей особенностью в развитии нефтяной промышленности была структура капитальных вложений в нефтяную промышленность СССР. Эта структура существенно отличалась от соответствующих показателей США. Так, в СССР 1925–1926 гг. на добычу нефти было затрачено 65,8% всех капиталовложений в нефтяную промышленность, а в США – 48,2%. В США 24,1% капиталовложений отрасли было выделено на переработку нефти и 9,6% – на создание новых нефтепроводов. В СССР на эти цели было выделено соответственно 7,5 и 3,5%. Эти различия объясняются разницей в подходах к перспективам развития нефтяной отрасли.