Вестник Кавказа

История бакинской нефтяной промышленности -22

Исмаил Агакишиев, "История бакинской нефтяной промышленности"
Со времени открытия месторождений нефти Баку стал особым местом, где концентрировались и сталкивались различные экономические и политические интересы международных коалиций, промышленных кланов и лидеров стран. «ВК» начинает публикацию глав из книги Исмаила Агакишиева «История бакинской нефтяной промышленности и второй нефтяной бум (вторая половина ХIХ – начало XXI вв.)». В книге представлен исторический анализ возникновения и современного состояния азербайджанской нефтяной промышленности.

Испытывая огромную нужду в укреплении своего военного потенциала, правительство Азербайджана сумело договориться с Италией о военных поставках в обмен на нефть и нефтепродукты. М. Волхонский и В. Муханов называют соглашение с Италией «цивилизованным», подчеркивая особую важность его для Азербайджана. В конце августа 1919 г. в результате ряда объективных и субъективных причин британцы стали покидать Баку. За время своего пребывания они вывезли из Баку почти за бесценок 30 млн пудов нефти. Но уход британцев резко ослабил устойчивость азербайджанской государственности.

В то же время резко возросли шансы России на восстановление ее контроля над Азербайджаном. Но в 1919 г., в условиях ожесточенной войны между «белыми» и «красными», каждая из противоборствующих сторон не обременяла себя задачей немедленного восстановления своей власти в крае. Что же касается западных держав, то они не теряли надежд на сохранение контроля над нефтяными богатствами Азербайджана.

Этим можно объяснить решение Верховного Совета Антанты в январе 1920 г. о признании независимости Азербайджана. В связи с этим в современной азербайджанской историографии и политической литературе часто высказывается мнение, что Азербайджан получил признание со стороны международного сообщества. Безусловно, решение Верховного совета Антанты явилось поддержкой независимого Азербайджана.
По этому поводу азербайджанский исследователь Джамиль Гасанлы подчеркивает, что действительно 15 января 1920 г. представителю азербайджанского правительства на Парижской мирной конференции А. Топчибашову было вручено официальное решение о признании де-факто независимости Азербайджана со стороны членов Верховного совета Антанты. Но при этом было заявлено, что акту признания независимости должно сопутствовать признание факта отделения от России.

Столь внешне категоричное, но половинчатое решение западных стран свидетельствовало о нерешительности Антанты в вопросах признания независимости Азербайджана. Это следует иметь в виду при оценке тогдашней позиции международного сообщества по поводу возможности существования Азербайджанской государственности. В конце 1919 – начале 1920-х гг. большевикам удалось в основном расправиться с силами Белого движения как на востоке, так и на юге России. Вместе с тем без нефти экономика России не смогла бы выбраться из разрухи Гражданской войны. В.И. Ленин в ноябре 1919 г. писал: «Топливный кризис встал в центре всех остальных вопросов. Топливный кризис надо преодолеть во что бы то ни стало…». Единственный выход из создавшейся ситуации большевики видели в захвате Баку, что и было осуществлено 28 апреля 1920 г. В тех случаях, когда речь шла о жизненных интересах страны, позиция большевиков была однозначной. Половинчатая позиция западных стран развязала руки большевикам. С начала весны 1920 г., очистив от деникинцев Дагестан, большевики стали готовиться к интервенции в Азербайджан.

На неоднократные предложения азербайджанского правительства обсудить спорные вопросы правительство Советской России отвечало обвинениями в недружественной позиции азербайджанского государства. Наконец 15 апреля 1920 г. министр иностранных дел Азербайджана Хойский отправил народному комиссару иностранных дел Чичерину телеграмму, в которой говорилось: «Азербайджанское правительство, не будучи осведомленным о намерении советского правительства, просит срочно уведомить о причинах и целях концентрации войск в указанных районах». (Имелись в виду пограничные районы Дагестана с Азербайджаном. – И.А.)». Ответа на эту телеграмму не последовало. И это понятно. Еще в марте 1920 г. Ленин в одном из своих писем ясно заявил: «Взять Баку нам крайне, крайне необходимо».

Катастрофический недостаток топлива приобрел к этому времени хронический характер. Именно этим можно объяснить то, что, невзирая на начавшуюся крайне тяжелую польско-советскую войну, Ленин принял решение о вступлении войск Красной Армии в Азербайджан. 28 апреля 1920 г. части ХI Красной Армии овладели Баку, а вслед за этим и всем Азербайджаном. Азербайджанская Демократическая Республика была ликвидирована. Начался новый, советский период истории Азербайджана и его нефтяной промышленности.

По истории нефтяной промышленности Апшеронского полуострова в 1918–1920 гг. можно сделать следующие выводы.
1. Баку оставался короной нефтяных богатств мира. Все ведущие государства, пользуясь политическим кризисом, охватившим бывшую Российскую империю, желали стать новыми хозяевами этой короны.
2. Политические представители Азербайджана в лице депутатов Учредительного собрания, а затем – Закавказского сейма не являлись сепаратистами. Напротив, они выступали за единую демократическую Россию, гарантирующую равные права всем народам. После разгона Учредительного собрания Закавказский Сейм не признал власть Советов законной и сформировал собственное правительство. Только после распада этой структуры азербайджанские представители сейма 28 мая 1918 г. объявили об образовании независимого государства – Азербайджанской Демократической Республики (АДР).
3. Молодое государство АДР в силу объективных причин не располагало собственной достаточно развитой экономикой, не имело армии и флота. Все это предстояло создать. Буквально с момента своего образования положение АДР было критическим из-за продолжавшейся мировой войны, в которой Азербайджан – в целом, а нефтяной Баку – в частности, явились ареной захватнической политики воюющих стран – Германии, России, Великобритании и Турции. В период 1918–1920 гг. хозяевами бакинской нефти были Бакинский Совнарком, «Диктатура Центрокаспия», Великобритания и Турция.
4. С сентября 1918 г. АДР, несмотря на ограничения ее государственной независимости – сначала Турцией, а затем Великобританией, – постепенно начала формировать самостоятельную нефтяную политику. Отмена национализации и возвращение промыслов бывшим собственникам – исторический шаг в восстановлении нефтяной промышленности республики, следствием чего стало увеличение нефтедобычи и экспорта нефти в Европу.
5. Приход к власти в России большевиков и завоевание Баку 28 апреля 1920 г. ХI «освободительной» Армией стали концом всего нефтяного бизнеса в Азербайджане. С этого времени началась совсем другая страница в истории азербайджанской нефтедобычи, отмеченная как своими достижениями, так и потерями.
13720 просмотров

Видео

Все видео


реклама