ЧЕТВЕРТОГО февраля в Москве прошло ЧЕТЫРЕ митинга. Два крупных – оппозиционный «За честные выборы» и пропутинский на Поклонной горе. И два камерных, организованных ЛДПР и Константином Боровым. После выборов ЧЕТВЕРТОГО декабря, по итогам которых "Единая Россия" получила более половины мест в Госдуме, оппозиция заявила о многочисленных нарушениях. С тех пор в российских городах проводятся митинги, собирающие народ, ратующий за честные выборы. Особенно актуальными эти акции выглядят в преддверии президентских выборов ЧЕТВЕРТОГО марта. Комментарии российских СМИ по поводу субботних акций оригинальностью не отличались – симпатии либеральных масс медиа были на стороне выступавших «За честные выборы», федеральные же ограничились констатацией факта митингов и подсчетом числа их участников. Зато западные СМИ уделили выступлениям немало внимания.
Радио Свобода рассказывает, как ее корреспондент был одним из участников митинга в поддержку Путина на Поклонной горе и получил за это обещанное вознаграждение.
Voice of America говорит, что субботние демонстрации удались как провластным, так и оппозиционным силам. И тем, и другим в страшный мороз удалось вывести на площади крупнейших населенных пунктов страны десятки тысяч своих сторонников.
Профессор политологии Университета Сан-Франциско Андрей Цыганков убежден, что нынешний митинговый момент свидетельствует о восстановлении властью временно утраченной способности управлять событиями в преддверии выборов: «В 20-градусный мороз на Поклонную вышло число людей, сопоставимое с пришедшими на Болотную. Это нарушает планы оппозиции диктовать Кремлю свою волю и дает возможность последнему проводить самостоятельную линию. Поэтому так называемого диалога власти и оппозиции или же каких-то радикальных изменений не предвидится».
Научный сотрудник Гудзоновского института Дэвид Саттер называет субботние демонстрации «выпусканием пара», считая, что их интенсивность несколько угаснет, если Владимир Путин выиграет президентские выборы в марте: «Тем не менее я бы не стал их недооценивать. Табу нарушено, и россияне вновь почувствовали, что могут стать хозяевами своих судеб. На сегодняшний день путинский режим вряд ли способен изменить характер своего поведения, однако даже если демонстрации не приведут к сиюминутным сдвигам, они, на мой взгляд, станут предвестниками заката действующей власти».
Роберт Орттунг, профессор Университета Джорджа Вашингтона называет сложившуюся ситуацию опасной для действующей власти: «Создается впечатление, что сейчас люди боятся Путина гораздо меньше. Несколько месяцев назад невозможно было представить такие крупномасштабные протесты, но сегодня они превращаются в рутину. Каждый, кто хочет, может критиковать российского премьера. Общество меняется, поэтому властям придется пойти на уступки».
Deutsche Welle придерживается позиции, что при ближайшем рассмотрении протестного движения становится очевидным, что согласны друг с другом демонстранты лишь в одном: в требовании проведения честных выборов, а также в неприятии возвращения Владимира Путина на пост президента. По остальным же политическим вопросам мнения сильно расходятся.
Проблема не только в том, что антипутинскому протестному движению не хватает единого кандидата в президенты. Куда более важно то, что в рядах демонстрантов представлен полный спектр политических идеологий: либералы и социал-демократы западного толка, русские националисты с ксенофобскими лозунгами и леворадикальные коммунисты. Сегодня сложно представить, что столь различные группы смогут достичь компромисса по таким принципиальным вопросам, как формирование нового политического руководства или проведение реформы политсистемы страны - если им вообще удастся помешать Путину опять стать президентом…
Речь идет о том, чтобы не допустить победы Владимира Путина в первом туре президентских выборов 4 марта и вынудить его бороться с другим кандидатом во втором туре. С точки зрения протестующих, это явилось бы большим успехом. Ведь тогда Путин лишится ауры бесспорного «национального лидера», о которой он так заботился, и упадет в глазах поддерживающей его номенклатуры.
The Wall Street Journal анализирует политические сюжеты российских литераторов. Тот факт, что Чхартишвили и другие звезды литературы и культуры возглавили антикремлевские протесты, знаменует возвращение интеллектуалов на российскую политическую арену - самое яркое со времен заката СССР. Активная роль интеллектуалов - преимущество движения, но также признак его ограниченных возможностей. Интеллектуалы занимают видное место, так как у оппозиционных партий нет опытного и внушающего доверие лидера, который мог бы тягаться с Путиным.
… На декабрьских митингах Чхартишвили стал любимцем публики благодаря своему спокойному тону и сдержанно-пророческим речам. Затем он постарался устранить внутренние трения между либералами-западниками и Навальным. "Я целиком за неспешный сценарий. Если Путина завтра похитят инопланетяне и к власти придет оппозиция, я испугаюсь за судьбу России. Гражданское общество пока не почувствовало свою силу", - говорит сам писатель.
ВВС пытается понять, зачем власти была нужна акция на Поклонной горе. В путинском лагере, судя по всему, нет единого мнения насчет того, нужны ли вообще их кандидату массовые акции. Часть единороссов (например, депутат Госдумы и завкафедрой политологии и социологии Российского экономического университета Владимир Бурматов) считает, что отказаться от митингов значило бы избрать оборонительную тактику. Другие указывают, что знаменитый лозунг "Партия, выходи из окопов!" не помог в свое время КПСС. По их мнению, власти более пристало строить избирательную кампанию на демонстрации деловитости и имеющихся достижений, а не копировать тактику оппозиции.
По данным из осведомленных источников, в предвыборном штабе Путина идут жаркие споры о том, что важнее: любой ценой добиться победы в первом туре или обеспечить прозрачность и, следовательно, легитимность выборов? Что сильнее повредит авторитету лидера: второй тур или новая волна обвинений в фальсификациях и давлении на избирателей?
Интересно, что в этот раз поддержать российские митинги «За честные выборы» вышли европейцы, американцы и израильтяне.
В Брюсселе «за честные выборы» выступили около 40 манифестантов, в Париже около 100.
Российские иммигранты, проживающие в Лондоне, и члены международного движения «Говорите Громче!» устроили в центре британской столицы двухчасовую акцию протеста «За честные выборы», по окончании которой обратились к премьер-министру Великобритании Дэвиду Кэмерону с петицией, сообщает РБК со ссылкой на британские СМИ. Сотня эмигрантов призвала британского премьера признать результаты президентских выборов лишь в случае их законности, а также обсудить этот вопрос со своими западными коллегами и выработать единую оценку данных событий.
В Нью-Йорке сто человек провели часовой митинг у генконсульства РФ. Как передает ВВС, маленький сын скульптора Михаила Котка держал на палке лист картона, с одной стороны которого было написано "Vova be good. От вас люди бегут!", - а с другой "Be small Be Good. В Россию снова побегут!". На вопросы корреспондента маленький правозащитник стойко отвечал молчанием.
В Тель-Авиве около российского посольства собралось два десятка человек с плакатами, призывающими Путина отказаться от притязаний на власть. Но в субботу в посольстве никого не было и к протестующим никто не вышел.