Вестник Кавказа

Региональные СМИ перед выборами

Тимур Уцаев, Грозный
За два месяца до думских и муниципальных выборов региональные СМИ накрыла волна пиара. С тех пор как интерес к политике проявили представители крупного бизнеса, финансовый ресурс начал использоваться наряду с административным и идеологическим. О том, как вернуть средствам массовой информации, говорилось и на ХV Международном фестивале журналистов в Сочи.

Главным вызовом региональным СМИ журналисты назвали зависимость редакционной политики изданий от учредителей и спонсоров (среди которых в основном присутствуют региональные и муниципальные органы власти). Действуя в русле авторитарной традиции, предусматривающей постановку перед медиакомпаниями политических задач в обмен на гарантию экономических основ деятельности, региональные и муниципальные органы власти оказывают избирательную финансовую поддержку в той или иной форме СМИ во всех субъектах Федерации. Механизмы оказания поддержки зависят от двух основных факторов - формы собственности СМИ и направления его редакционной политики. Особенное давление испытывают региональные редакции от муниципальных органов власти, политика которых в значительной степени носит инструментальный, дифференцированный и конъюнктурный характер, ориентируясь на достижение краткосрочных и изменчивых утилитарных целей. Наиболее недальновидные и «медианеподкованные» чиновники стремятся максимально ограничить зону действия СМИ и упростить взаимодействие с журналистами до уровня отдачи распоряжений.

Участники форума пришли к выводу, что уже пресса перестала быть единственным источником информации, она перестала быть наиболее авторитетным источником информации, в гонке за интернетом она проигрывает. Ей остается быть компасом в море событий и фактов, честным комментатором, аналитиком, не претендующим на абсолютную объективность, но имеющим определенную и четко артикулированную позицию. На этом пути прессу опасности - коммерциализация журналистики, ангажированность и всеядность, превращение газет, радио, телевидения в филиалы пиар-агентств.

Региональная общественно-политическая печать теряет конкурентоспособность в сравнении с глобальными, федеральными, региональными развлекательными печатными и электронными медиапроектами, открывая для их экспансии информационное пространство регионов. Поэтому участники сочинского форума решили поддержать предложение президента Медведева о необходимости приватизации государственных региональных СМИ, но так, чтобы в процессе реформирования организационно-правовых форм, не были утрачены общественные функции этого обширного сегмента системы СМИ России. Для реформирования российской региональной прессы недостаточно формально перевести медиактивы из государственной собственности в частную. Необходимы государственные программы, обеспечивающие сбалансированное развитие экономической самостоятельности региональных изданий с одновременным безусловным исполнением ими норм деятельности, требуемой от свободной и ответственной прессы. Необходимо подчеркнуть, что законодательство многих европейских стран предусматривает предоставление средств из государственного бюджета для финансирования целевых расходов местной прессы. Специальные целевые программы государственной поддержки региональных газет по-прежнему играют важную роль в формировании плюрализма мнений в странах с устойчивым демократическим развитием, таких как Франция, Швеция, Норвегия.
13985 просмотров

Видео

Все видео


реклама