Вестник Кавказа

Мюнхенский прорыв Михаила Саакашвили

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Во время недавней Мюнхенской конференции по безопасности Михаилу Саакашвили впервые после августа 2008 года представилось возможность не только присутствовать на престижном форуме, но и выступить перед VIPами мировой политики.

После пятидневной войны президента Грузии хотя и приглашали в Мюнхен, но, по данным источников в его администрации, «вежливо попросили не настаивать на предоставлении слова». Естественно, такая просьба, какой бы она не была «вежливой», не может быть расценена иначе, как оскорбление. Но грузинский лидер настойчив и часто проявляет способность действовать прагматично. Два года назад он правильно рассудил, что само приглашение на форум уже имеет большое значение и свидетельствует о готовности западных лидеров контактировать с ним. Поэтому и предпочел выждать, то есть с пониманием отнестись к нежеланию организаторов форума накалять обстановку и обострять отношения с Москвой. Ведь с самого начала всем было ясно, что если Саакашвили выступит на форуме, он наверняка обрушится с обвинениями на Россию, нарушив тем самым дипломатические правила игры, действующие во взаимоотношениях между Россией и Западом. То, что эти правила постепенно меняются или, во всяком случае, игнорируются по мере углубления разногласий («секторальное ПРО», ВТО, Транскаспийский газопровод, «дело Ходорковского» и т.д.), подтвердилось в ходе конференции Мюнхен–2011.

Во всяком случае, в отличие от 2009 года, когда Саакашвили был вынужден ограничиться встречами в фойе форума, на этот раз ему было предоставлено слово на главном мероприятии. И эту высокую трибуну грузинский лидер использовал для очередных обвинений в адрес России. Вернувшись в Тбилиси, Саакашвили заявил: «Политика игнорирования Грузии окончательно провалилась. Никто больше не может делать вид, что Грузии как бы не существует». Тем самым он подтвердил, что до последнего времени Запад действительно предпочитал не замечать Грузию и ее проблемы, не желая портить отношений с Москвой.

В том же выступлении президент сказал, что намерен увеличить грузинской контингент в Афганистане, где в данный момент служат 950 солдат и офицеров. Из них 150 – в Кабуле (в составе французского контингента) и примерно 800 в провинции Хельменд, недалеко от афгано-пакистанской границы. Никаких цифр президент не называл, но, по неофициальным данным, контингент может удвоиться. То есть грузинское руководство желает вновь стать третьим (по количеству войск) участником международной миротворческой операции. До 2008 года в Ираке служила целая бригада ВС Грузии – более 2000 военнослужащих. Это был самый крупный воинский контингент после США и Великобритании. Даже сейчас Грузия занимает первое место по количеству направленных туда солдат и офицеров в соотношении с количеством населения. Казалось бы, меньше тысячи военных – не большая подмога международной коалиции, насчитывающей десятки тысяч военных. Но в условиях, когда большинство стран НАТО неохотно направляет своих солдат в далекую азиатскую страну, руководство альянса часто ставит Грузию в пример другим своим партнерам. Выступая недавно на еженедельном правительственном часе, один из британских депутатов заявил: «Грузия уже потеряла в Афганистане больше солдат, чем Бельгия, Чехия и другие члены НАТО, хотя она и не является членом альянса. И мы ей должны быть очень благодарны за такую активность». Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил в ответ (как бы оправдываясь), что специально встречался в Мюнхене с президентом Саакашвили и поблагодарил за «вклад в международные усилия». Примечательно, что именно в рамках мюнхенского саммита президент Саакашвили встретился (опять-таки впервые после пятидневной войны») с канцлером Германии Ангелой Меркель.

С 2009 года, когда грузинские военные появились в Афганистане, погибли пять солдат и офицеров. Семьям погибших сохранена их зарплата в размере примерно 500 долларов в течение 10 лет, а также все другие социальные льготы, предусмотренные законом для военнослужащих и членов их семей. При этом власти часто подчеркивают, что военные направляются в Афганистан добровольно. Однако эта «добровольность» условна, поскольку отказавшись, военнослужащий-контрактник должен разорвать контракт, выплатить крупный штраф и навсегда уйти из армии. Но президент Саакашвили неоднократно говорил, что «Грузии армия нужна не для парадов».
17480 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября