Вестник Кавказа

ЕС МЫСЛИТ О ЮЖНОМ КАВКАЗЕ АССОЦИАЦИЯМИ

Евгений Кришталёв
Европейский Союз намерен предложить трем странам Южного Кавказа вступить в ассоциативные отношения с единой Европой. Министры иностранных 27 стран Евросоюза на прошлой неделе выдали главному исполнительному органу Еврокомиссии мандат на начало переговоров о заключении с Арменией, Азербайджаном и Грузией двухсторонних соглашений об ассоциации с ЕС. Это беспрецедентное предложение странам Закавказья на удивление не разорвало информационную бомбу, не сделало известие об этом новостью номер один. Однако оно заслуживает особого внимания и осмысления.

Со времени последнего расширения ЕС прошло уже несколько лет. Старая, в общем понимании Западная Европа, проглотила Европу восточную и до сих пор испытывает сложности с перевариванием большой массы новых членов. О дальнейшем расширении ЕС в странах-локомотивах – Германии и Франции – говорят со все меньшей охотой и большей раздражительностью. Даже приблизившуюся к стандартам ЕС Хорватию ждут с нескрываемой прохладцей, не говоря уже о Турции, вот уже много лет рвущейся в большую Европу. Не менее сдержанно в Брюсселе отреагировали на запрос о членстве в ЕС Исландии, оказавшейся на грани банкротства после мирового кризиса.

Предложение Южному Кавказу об ассоциации в целом соответствует новым тенденциям развития ЕС как некоего сформировавшегося и закрытого клуба, вокруг которого будут формироваться буферные сателлитные территории, где будут действовать почти все законы и правила единой Европы. За исключением одного, пожалуй, самого важного – ассоциированные страны не будут иметь права голоса при принятии решений и не получат положенных квот в руководстве организации.

Именно такой формат отношений предлагался Турции и был отвергнут Анкарой как неприемлемый. Турки потребовали полноценного членства в ЕС, а не усеченной версии.

Этой идее дружественного окружения с экономической точки зрения служат и другие программы ЕС как «Евро-Средиземноморское партнерство» и уже предложенное Южному Кавказу «Восточное партнерство». В целом к этой территории у Европы сформировалось особое отношение, во многом связанное с энергетическими возможностями Азербайджана и транзитными Грузии. ЕС активно использует эти позитивные элементы для укрепления здесь своего влияния. Армения, несмотря на изолированность от ключевых транспортных магистралей из-за прямого конфликта с Азербайджаном, не может быть отброшена еврокомиссарами. Стремление включить Ереван в тройственные экономические отношения отвечает интересам ЕС в плане консолидации региона, решении острейших конфликтных ситуаций.

Примечательно, что, несмотря на все усилия других партнеров ЕС получить потенциальное предложение о привилегированных отношениях, Брюссель предпочитает занимать выжидательную и осторожную позицию. В качестве наглядного примера можно привести Украину. Киев прямолинейно заявил, что свое будущее видит в единой Европе, однако в Брюсселе, сохраняя благожелательный тон, не переводят разговор в практическое русло, ограничиваясь тем же «Восточным партнерством».

Предложение об ассоциации с ЕС выходит далеко за рамки обхаживания стран Южного Кавказа, которое было закреплено недавним программным пакетом «Европейское партнерство». Не прошло и года с момента озвучивания этой инициативы, должным образом она не получила собственного оформления и вдруг ЕС, по сути, решает перескочить этот этап партнерства или по крайней мере пройти его экстерном.

По словам главы ЕС, министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта, соглашение об ассоциации станет новым практическим инструментом, который заменит двухсторонние планы действий в отношениях между ЕС и республиками Закавказья. Однако еврокомиссар по расширению ЕС Олли Рен уточнил, что разговор о полноценной ассоциации станет возможен только после того, как будет закреплено сотрудничество ЕС с Арменией, Азербайджаном и Грузией на двухстороннем и многостороннем уровнях. При этом прямых намеков о потенциальном будущем членстве еврочиновники стараются избегать, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Что же будет с программой «Восточное партнерство», не отойдет ли она на второй план? По этому поводу комментариев со стороны еврокомиссаров не много. Очевидно, что в рамках партнерства и будут как раз обкатываться идеи общего экономического пространства. По сути ЕС хочет взять на себя задачу объединения стран Южного Кавказа через торговлю и личное патронирование процесса. Параллельно, можно предположить, увеличится и дипломатическая активность европейцев в регионе, возрастет их роль в посреднических инициативах.

Отсутствие разговоров о членстве вполне понятно и не встречает у Баку, Еревана и Тбилиси столь же жесткой реакции, как скажем у Анкары. Страны осознают свой нынешний потенциал и достаточно трезво подходят к реалиям. Разве что в Грузии обнадеживают себя тем, что их могут взять в ЕС на полноправной основе хотя бы как в поощрение за откровенно прозападный курс.

Одной из обозначенных целей ассоциации должно стать общее соглашение о зоне свободной торговли. Свободная торговля с ЕС в случае, если соглашения будут сформированы в сжатые сроки, будет безусловным призом для Армении, Грузии и отчасти Азербайджана. Для Баку игры в «ассоциации» может и хороши, но наличие ресурсов нефти и газа делает картинку не столь многообещающей. Открытие рынков нанесет серьезный удар в первую очередь по энергосектору, кардинально изменив правила игры. Ведь недаром Норвегия, также активно разрабатывающая собственные месторождения нефти и газа, не спешит кинуться в объятья своих европейских соседей. Для добывающих стран, пытающихся максимально сконцентрировать прибыль в своих руках, свободная торговля без соответствующих изъятий не есть позитив.

Блага ассоциации с ЕС Азербайджан вместе с соседями сможет почувствовать только в том случае, когда в регион действительно придет мир, основанный на справедливом разрешении конфликтов. При отсутствии прогресса в том же карабахском урегулировании инициатива ЕС обречена на провал. В этой же зависимости находятся и временные сроки реализации амбициозного плана еврокоммиссаров. На подгонку трех южно-кавказских стран к стандартам ЕС уйдут многие годы. За это время «ассоциативное» мышление брюссельских начальников может произвести на свет еще не одно восточное или, скажем, кавказское партнерство.
50340 просмотров