Власти Венесуэлы, наконец, сделали то, что должны были сделать давно – президент Николас Мадуро ввел в стране режим чрезвычайного положения – Estado de Alarma – сроком на один месяц. Мадуро, по оценке наблюдателей, поздновато осознал, что игры закончились, как бы не разворачивались события, как бы мягко не вел он себя в отношении оппонентов, налепленные на него ярлыки никто снимать не будет. Попутно сотрудникам посольства США в Венесуэле предложено в течение 72 часов покинуть страну. То есть Мадуро решился-таки на обострение с Вашингтоном и со своей оппозицией, несмотря на прямые предупреждения, в частности советника президента США по вопросам безопасности Джона Болтона.
Глава Венесуэлы заручился какой-то очень серьезной и надежной поддержкой, чтобы бросить перчатку "средоточию земного имперского зла"? Или это поведение загнанного в угол – кидаться в атаку?
Да, предложение покинуть Венесуэлу американским дипломатам поступило от правительства Мадуро, вероятно, уже после решения Госдепартамента США о полной эвакуации своего дипломатического персонала, и больше похоже на агитационную штучку. Но с другой стороны, эвакуация дипмиссии объявляется не только по причине опасной обстановки внутри той или иной страны, а и при готовности нанести удар.
Если рассматривать ситуацию под этим углом, то Николас Мадуро обозначил готовность принять вызов. При том, что режиму Мадуро объявили поддержку такие серьезные игроки мирового поля, как Россия, Турция, Китай, ЮАР, Иран трудно вообразить, что они в данном венесуэльском случае проявят способность к оказанию не только гуманитарной помощи. А кто-то из них и на нее не способен. Справляться с обрушившимися на страну бедами властям предстоит самим. В первую очередь, самим.
Сегодня уже не имеет значения из-за чего энергетика Венесуэлы дала катастрофический сбой – из-за американской хакерской атаки или менее тонкой диверсии, как утверждают власти, или из-за просчетов своих специалистов этой сферы или хронического недофинансирования энергической отрасли, что в результате привело к дефициту квалифицированных кадров, а также выходу из строя амортизированного оборудования.
Сегодня важно максимально возможное ее восстановление, т.к. блэкаут запредельно усугубляет сложнейшую ситуацию в населенных пунктах страны. Отключение электричества, закономерно, парализовало все остальные сферы и отрасли венесуэльского государственного хозяйства. Население оказалось буквально на грани выживания. Особенно в городах, где с ведром к реке или колодцу не пойти. Полуработавшие предприятия остановились окончательно. Больницы могут лишь принимать пациентов и оказывать им помощь в амбулаторном режиме. Транспорт остановился. Прерваны национальный чемпионат по футболу, и, что беспрецедентно, турниры по бейсболу – в Венесуэле спорту номер один. Полноту картины дополняет криминальный всплеск.
Некоторые населенные пункты Венесуэлы оказались под властью различных группировок и банд, вытеснивших силы правопорядка и даже установивших свои законы. Но если в таких городках и поселениях закон подменен понятиями, благодаря чему поддерживается хоть какой-то порядок, то, как написал венесуэльский журналист Рамон Вегас, в крупных городах – полная анархия, с сопутствующим грабежом магазинов – тех, в которых еще что-то оставалось, мародерство, и со всем этим не могут пока справиться ни полиция, ни отряженные ей в помощь армейские подразделения. Впрочем, сил не хватает – силовики взяли под контроль все стратегические объекты страны, плюс выполнение основных своих функций, а на дополнительные – ресурсов банальным образом недостаточно.
Любопытно, что с аналогичным распоряжением, названным декретом, – о введении чрезвычайного положения – одновременно с правительством Мадуро выступила Национальная ассамблея Венесуэлы с называющим себя "временным президентов" Хуаном Гуайдо. При этом оппозиционный лидер обнародовал еще один декрет, содержащий призыв к населению – выйти на улицы и еще раз попытаться добиться досрочных, а главное свободных выборов и одновременно – отстранения от власти нынешнего правительства Венесуэлы во главе с Николасом Мадуро.
Подобный сюрпляс, в который вошли власти и оппозиция, свидетельствует о примерном равенстве сил. Речь даже не о каком-то политическом равновесии, а о разделении венесуэльского электората. Часть населения в свалившихся бедах обвиняет Хуана Гуайдо и покровительствующие ему США, не дающих возможности законным властям нормально работать. Другие считают появление Гуайдо следствием бездарности властей и лично Мадуро, доведших потенциально самую богатую страну Южной Америки, обладающую энергоносителями и другими земными благами, до нищеты и разрухи. Возмущение этой части венесуэльцев крепнет еще и в связи с тем, что прекрасно зная о том, что натворили в родной стране, осознавая собственную неспособность руководить государством у Мадуро и компании тем не менее хватает цинизма не объявлять об отставке и продолжать цепляться за власть, убеждая венесуэльский народ в том, что смогут вывести страну из кризиса, подмечает Рамон Вегас.
Видна ли развязка в ближайшей перспективе? Французское издание Le Mond пишет о том, что недавно Гуайдо в одном из интервью заявил, что готов дать "разрешение на американское вмешательство, опираясь для этого на суверенитет Венесуэлы и свои президентские полномочия". Международное право действительно не запрещает правительству какого-либо государства обратиться за иностранной военной поддержкой на своей территории, констатирует Le Mond и выражает сомнения в том, что Хуан Гуайдо обладает такими полномочиями, чтобы требовать военного вмешательства извне. Признания со стороны более 50 стран, которым он пользуется в качестве и.о. президента, недостаточно, чтобы предъявить полномочия на внешнюю военную помощь. В международном праве прописано, что правительство, практически полностью лишенное возможности действовать, не может с полным на то основанием требовать иностранного военного вмешательства. Кроме того, такой вариант может стать крайне опасным прецедентом. По примеру Венесуэлы, в любом государстве можно будет мало-мальски влиятельную оппозиционную группу признать законным правительством, а потом предпринять военные действия по его поддержке, что до сих пор обычно называлось интервенцией.
Напомним, что 23 января глава парламента Венесуэлы Хуан Гуайдо объявил себя временным президентом, объяснив, что действующий президент Николас Мадуро не способен исполнять обязанности главы государства. Гуайдо и сторонники потребовали проведения досрочных выборов. Последовавшее позднее предложение Мадуро сесть за стол переговоров оппозиция отклонила. Хуана Гуайдо признали временным президентом государства Латинской Америки (за исключением Боливии, Кубы и Мексики), США, Канада, Австралия, Израиль, Грузия, страны ЕС. Поддержку действующему венесуэльскому лидеру Мадуро выразили Россия, Китай, Мексика, Боливия, Куба, Турция, ЮАР, Иран и Сирия.