Вестник Кавказа

Транскаспийская трубопроводная альтернатива

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"

"Нейтральный Туркменистан и далее будет активно участвовать в выработке взаимоприемлемых, сбалансированных решений всех вопросов, связанных с Каспийским морем", - заявил Гурбангулы Бердымухамедов на еженедельном заседании правительства. Заявление прозвучала в свете приближающегося саммита глав каспийских государств (России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана), который должен состояться в сентябре в Астрахани. Ожидать, что будет подписана конвенция по статусу Каспия, пока не приходится, поскольку между сторонами остаются принципиальные разногласия.

"Пока несогласованными остаются следующие моменты: уточнение суверенной зоны водной поверхности, границ, рыболовной и научно-исследовательской зоны, вопросы экологии, безопасности, устранение последствий чрезвычайных ситуаций, охрана и использование биоресурсов. Эти вопросы могут быть согласованы в Рабочей группе", - сообщил замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов. Таким образом, по итогам саммита, вероятнее всего, будет принят документ, регламентирующий размеры исключительной экономической зоны. В итоговом заявлении президентов в Баку звучала цифра 24-26 морских миль.

Однако для Ашхабада было бы более желаемым решение вопроса, связанного с проектом строительства Транскаспийского трубопровода. На специальном совещании нефтегазового комплекса страны в конце минувшей недели, Бердымухамедов в числе важных задач назвал работы по проекту Транскаспийского газопровода. Неделей раньше эта тема обсуждалась в Баку в ходе визита министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым. Заинтересован в реализации проекта, прежде всего, Европейский союз, пытающийся довести свою стратегию по диверсификации поставок энергоносителей до логического завершения. "Мы не желаем зависеть от единственного источника поставок газа", - заявила журналистам глава представительства ЕС в Азербайджане Малена Мард. По ее словам, переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Еврокомиссией продолжаются. "Южный газовый коридор, включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя. "Переговоры между Азербайджаном, Туркменистаном и Еврокомиссией являются крайне важным вопросом. ЕС намерен продолжить активную работу по этому проекту, особенно с учетом ожидающейся успешной реализацией проекта "Шах-Дензиз-2", первые результаты по которому будут получены в течение ближайших лет, - сказала Мард. – Страны-члены ЕС проводят, в том числе и индивидуальную работу, по решению этой задачи".

Она напомнила, что ЕС мечтает поставить крест на российском проекте "Южный поток". На днях уже председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что для Европы "Южный поток" не будет приоритетным, как на этом настаивает Россия. В Европе также опасаются за судьбу Трансанатолийского газопровода, по которому природный газ через Турцию, Грецию и Албанию начнет поступать в южную Италию, а далее - в Западную Европу. В Брюсселе обеспокоены ситуацией в Турции, которая балансирует на грани регионального конфликта, а также с прошлого года оказалась в зоне внутриполитической турбулентности.

Сомнения экспертов в реализации описанных планов по-прежнему связаны с запасами газа Туркменистана: Ашхабад в последние годы нарастил объемы продаж "голубого топлива" в Китай и Иран, 10 млрд куб. газа он ежегодно поставляет России, а теперь приступает к реализации проекта трубопровода в южном направлении через Афганистан и Пакистан в Индию (ТАПИ). Останутся ли ресурсы для Европы?

"Туркменистану, у которого гигантские запасы газа, ничего не мешает ориентироваться сразу на несколько направлений", — считает партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин. Тем более, что Ашхабад к 2015 году должен завершить строительство самой протяженной магистрали страны "Восток-Запад". "Труба почти в тысячу километров соединит в единое кольцо все местные газовые сети и создаст систему вывода туркменских энергоносителей на международные рынки. Этот проект откроет газу два новых пути: на Восток и в Европу. Сейчас Ашхабад может примерно 20 млрд кубометров газа в год экспортировать в Иран. Но он не полностью использует эту возможность. Поэтому если построят ТАПИ, то по нему можно будет экспортировать 15—20 млрд кубометров в год. "И такой же объем Туркменистан может экспортировать в сторону Европы, при условии, что будет проложен трубопровод по дну Каспия. Ресурсов у Ашхабада для этого вполне достаточно", — говорит Крутихин.

Туркменское месторождение природного газа Галкыныш, признанное вторым в мире по запасам, может стать ресурсной базой для этих амбициозных проектов. Гурбангулы Бердымухамедов обещает прямо в этом году начать его разработку. Южнокорейские и китайские компании уже начали там строительство трех заводов по очистке газа от серы. Мощность каждого составит 10 млрд кубометров газа в год.

Напомним, что обсуждение проекта Транскаспийского трубопровода активизировалось после того, как Брюссель в сентябре 2011 года предоставил мандат для переговоров по подготовке соглашения между ЕС, Азербайджаном и Туркменистаном. Позиции сторон и их аргументы хорошо известны. Россия и Иран выступают против строительства трубопровода по дну Каспийского моря, подчеркивая, что при нерешенном вопросе международно-правового статуса Каспия проект не может быть реализован.

В свою очередь Баку и Ашхабад отвергают возражения России и Ирана, указывая, что проект затрагивает интересы только двух прикаспийских государств и, следовательно, может быть реализован на двусторонней основе. ЕС также не считает отсутствие решения по статусу Каспия препятствием для реализации проекта.

Ключевую роль в реализации проекта Транскаспийского трубопровода западные страны отводят именно Туркменистану. Однако Ашхабад не торопится приступать к прокладке трубы, предпочитая синицу в руках, то есть получать оплату за доставку газа к своей государственной границе и оставлять решение остальных вопросов покупателю. Для сомневающихся в безопасности проекта, руководство Туркменистана неоднократно предлагало провести экологическую экспертизу с привлечением международных специалистов.

Между тем, как заявил президент союза компаний "Аналитика, Консалтинг, Пиар", "Вестник Кавказа" Исмаил Агакишиев, "в связи с ростом потребностей в газе стран Европы и Турции и не большими объемами его поставок по сравнению с Россией, возможные поставки "голубого топлива" по Транскаспийскому трубопроводу не могут отрицательно повлиять на экспорт углеводородов из РФ. Это, наоборот, станет дополнительным препятствием для поставок дорогостоящего сланцевого газа из США в Европу, что было бы реальный угрозой не только для России и других стран-поставщиков постсоветского пространства, но и для Ирана, поставляющего природный газ в Турцию. А для покупателей, в данном случае стран ЕС, также выгодно сохранение и расширение круга поставщиков газа, который выгодно отличается и по своей стоимости, и по качеству от сланцевого газа".

Так или иначе, проект Транскаспийского трубопровода становится более чем реальным. Европа нуждается в альтернативных поставках газа, ведь Украина, через которую экспортируется российский газ, стала ненадежным партнером. Об этом предупредил на днях европейских коллег российский президент Владимир Путин. В своем письме он сообщил о возможном сокращении поставок топлива в Украину и Европу, если Киев не погасит долг после перехода на систему предоплаты.

17515 просмотров