Кампания по выборам президента Казахстана вышла на финишную прямую. 9 июня – день голосования. Среди наиболее вероятных кандидатов на пост президента Касым-Жомарт Токаев занимает первое место. Эксперты считают, что в республике подготовлен хороший задел для успешного окончания переходного периода: процесс управляемого транзита подходит к завершению, подготовлена юридическая база, подобрана подходящая кандидатура. Впрочем, сам кандидат номер один в своей победе не сомневается.
Всего в предвыборной гонке участвуют семь кандидатов. Однако, как говорят большинство политиков и экспертов, Токаев победит с вероятностью в 70% голосов. (См. «Вестник Кавказа» от 23.04.2019). Конкуренция между кандидатами, которые хотят продолжить политическую карьеру, идет за второе место. Токаев же уверенно справляется с существующими проблемами и заинтересован в улучшении жизни населения.
В частности, со следующего года он пообещал повысить заработную плату бюджетникам на 30%, увеличить социальные выплаты до 70%, а также обеспечить жильем малоимущих граждан. Кроме этого, ему в ближайшие дни предстоит решить проблемы многодетных матерей. 3 июня в Нур-Султане более 30 матерей вышли на акцию протеста. Основные их требования касались условий предоставления жилья в собственность. В своем Twitter-аккаунте президент Казахстана написал, что «их вопросы будут рассмотрены в рамках рабочей группы, которая состоится 5 июня. Нужно решать проблемы в спокойной, деловой обстановке, согласно законодательству».
В Казахстане если протестуют, то, как правило, по социально-экономическим или этническим проблемам. Как сказал «Вестнику Кавказа» научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института Востоковедения РАН Александр Воробьев, всех рисков избежать нельзя. По его мнению, неопределенность в политической жизни Казахстана возрастет, и это станет новой нормой, к которой нужно будет привыкать элитам, обществу, соседям Казахстана.
По словам эксперта, в переходный период для Казахстана существует два основных риска. Это потенциально возможное чрезмерное обострение политической борьбы между группами влияния и конфликты в обществе. «Однако нельзя любую политическую борьбу считать кризисом или неуспехом. Если она останется в определенных рамках, то это даже укрепит политическую систему. Кроме конкуренции, представленные в политической системе группы заинтересованы и в кооперации, в том, чтобы система сохранилась. Соседи Казахстана (Россия и Китай) также заинтересованы в том, чтобы переходный период прошел стабильно», пояснил эксперт. Воробьев также отметил, что в казахстанском обществе протекают сложные социально-экономические, национально-демографические, идейно-политические. Нужно, чтобы в обществе не возникало конфликтов и протестов, поэтому с ним нужно работать, устранять противоречия. Власти Казахстана понимают и работают с населением. Как показательный пример, решение по акции многодетных матерей.
Сам Токаев признал, что быть президентом Казахстана трудно. «Трудно, но самое главное – это ответственность, понимание ответственности, что в твоих руках находится судьба государства. Это, пожалуй, самое главное. Естественно, ответственность подстегивает, дисциплинирует. Кроме того, у меня есть возможность советоваться с нашим первым президентом - Елбасы (лидером нации – «ВК») Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Я не стесняюсь этого делать. Считаю, что именно в этом состоит смысл транзита по-казахски», - сказал в интервью телеканалу «Россия 24» Касым-Жомарт Токаев.
Не менее важной темой для Нур-Султана остается партнерство с Россией. «Это не только стратегический приоритет, но и важный прагматический фактор для достижения успеха во внутреннем развитии Казахстана»,- подчеркнул президент Казахстана.
По мнению Александра Воробьева, во внешней политике Казахстана сохранится преемственность в рамках существующего внешнеполитического курса. «С одной стороны, будут действовать факторы новизны. Новые люди и команда сами по себе несут обновление. Плюс в постсоветских стран высока степень персонификации власти. С другой, есть факторы, обуславливающие преемственность курса. Внешняя политика обуславливается в большей степени потребностями государства в экономике и сфере безопасности, а не фигурой лидера. Эти потребности вряд ли мгут измениться за несколько месяцев. Внешняя политика является отражением коллективной воли элит страны. Интересы казахстанских элит в России, США и Китае также мало меняются за короткие периоды времени», - полагает эксперт.
При этом Воробьев не исключает, что в рамках существующего внешнеполитического курса возможны и, вероятно, будут определенные подвижки. Они будут вызваны потребностями экономики и безопасности Казахстана. «Возможно некоторое укрепление интенсивности политических и экономических контактов Казахстана с Западом и остальным «внешним миром» в целом. Это будет обуславливаться заинтересованностью страны в инвестициях, технологиях. Сохранятся интенсивные взаимоотношения с Китаем, однако дальнейшая интенсификация взаимодействия с Пекином по линии инициативы «Один Пояс — Один Путь» может несколько замедлиться, поскольку Китай может скорректировать расстановку приоритетов в свете собственных торгово-экономических затруднений, а также частичной переоценки значимости инициативы Пояса и Пути».