26 мая в Грузии традиционно отмечают годовщину декларации Национального собрания о восстановлении государственной независимости страны. В нынешнем году дата была не совсем круглой (95 лет) но знаковой и примечательной. Тем не менее общенационального единства не получилось - сказалось нарастающее противостояние между президентом и премьером.
Очередной годовщине основания Грузинской демократической республики предшествовал громкий арест ближайшего соратника президента, бывшего премьера и экс-министра внутренних дел Вано Мерабишвили. По решению суда, некогда «всемогущий Вано», обвиненный в коррупции и присвоении чужого имущества, будет дожидаться процесса в тюрьме, а первое заседание для рассмотрения обвинений по существу состоится лишь в середине июля. В ночь на 26 мая в центре столицы собрались участники митинга двухлетней давности, жестоко разогнанного спецназом по приказу тогдашнего министра внутренних дел Мерабишвили. Причем та акция была явно спланирована таким образом, чтобы сурово наказать всех митингующих. Как свидетель могу сказать, что бойцы спецназа МВД окружили проспект, перекрыли все переулки, а затем начали избивать и арестовывать людей, в том числе журналистов. В результате, четыре человека погибли и сотни оказались за решеткой. Вскоре Мерабишвили ответит и за это - прокуратура анонсировала, что кроме обвинений в использовании госсредств для финансирования предвыборной активности президентской партии, экс-министру инкриминируют превышение служебных полномочий с тяжкими последствиями для жизни и здоровья граждан. А по совокупности всех преступлений (в Грузии действует норма суммирования наказаний) Мерабишвили грозит до 25 лет лишения свободы.
Падение «железного министра» сказалось на готовности двух лидеров (в первую очередь, униженного и оскорбленного президента) отметить праздник совместно, демонстрируя народу «патриотическое единство» в отстаивании общенациональных ценностей. На самом деле, единства нет даже по этому вопросу. Как показали воскресные события, Михаил Саакашвили и Бидзина Иванишвили понимают «коабитацию» по разному и исходят из непримиримых ценностных ориентиров. Если премьер вновь сделал акцент на «восстановлении справедливости», то есть суровом наказании бывших правителей, в том числе членов команды президента и даже не исключил допроса самого главы государства, то президент отправился в Афганистан, чтобы поздравить с Днем независимости грузинских военных, «исполняющих высокую миссию в составе контингента НАТО». Там он выступил на фоне американского военного грузовика с очередной пламенной речью о необходимости «непримиримой борьбы за независимость страны от происков внешних и внутренних врагов».
Саакашвили не случайно полетел в далекую страну - на родине в тот день ему делать было нечего: правительство отменило традиционный военный парад, чтобы не дать Саакашвили покрасоваться на трибуне. Кричать по-остаповски «командовать парадом буду я», было бесполезно - пост министра обороны занимает давний оппонент Саакашвили Ираклий Аласания, а высший командный состав Генштаба полностью укомплектован верными Иванишвили офицерами. Поэтому приказа верховного главнокомандующего (если бы даже он был издан) о проведения парада армия могла и не выполнить.
Поэтому Саакашвили решил сохранить лицо, отказавшись отдавать бесперспективный приказ. Поэтому он решил слететь в афганскую провинцию Гельменд, повторив тем самым «новогодний ход», когда с наступлением Нового года нацию поздравил премьер, а президент в это время поднимал бокалы на военной базе «Шуквани». Однако афганская кампания становится все менее популярной в Грузии, где не могут понять, во имя чего там погибло уже 22 грузина и что конкретно страна получает взамен от Запада для обеспечения собственной безопасности.
Военного парада не было, но мероприятия с военной компонентой в тот день все-таки состоялись: над Тбилиси пролетело звено бомбардировщиков СУ-25, оставляя в небе разноцветные дорожки, а на улицы вывели образцы военной техники, произведенной в Грузии. По иронии судьбы, наибольший интерес вызвала БМП «Лазика» - предмет особой гордости Саакашвили и грузинского ВПК. Танки и бронетранспортеры, неподвижно стоящие на мирных улицах, выглядели довольно нелепо, но тбилисцы и гости столицы фотографировались на их фоне, а детишки залезали на броню. Праздник чуть было не дождь, но когда он прекратился, в нескольких городах начались праздничные концерты. Денег на них явно не жалели, подтверждая, что отказ от парада мотивирован не соображениями экономии. Впрочем, этот аргумент в последние дни уже никто и не озвучивал: как победители, так проигравшие прекрасно понимают, что страна находится в конце старой эпохи, на заре совершенно нового периода своей истории.
Смена эпох в Грузии
Георгий Калатозишвили, Тбилиси
34130 просмотров