Принятый Палатой представителей конгресса США закон по борьбе с допингом, названный по имени бывшего директор Антидопингового центра Григория Родченкова, ставшего информатором Всемирного антидопингового агентства (WADA), угрожает небывалым расколом в мире спорта. Цель вроде провозглашена благая, но результаты могут быть совершенно иного плана.
Закон предполагает уголовное наказание за участие в схемах, позволяющих влиять на результаты крупных международных спортивных соревнований с помощью запрещенных веществ или методов. То есть закон стоит рассматривать шире. В нем речь не только до допинге, но и о «запрещенных методах» воздействия на результаты. Под этим можно понимать подкуп прямого соперника, поощрение третьей команды, ситуативно не претендующей в том или ином турнире ни на что, но способной при этом повлиять на распределение мест в турнирной таблице.
Нарушение закона предусматривает ответственность в виде 10 лет лишения свободы и до 250 тысяч долларов штрафа или до миллиона долларов, если нарушитель не индивидуальное лицо. Срок давности по таким преступлениям составляет 10 лет. Документ предусматривает защиту для информаторов, которые являются ценными свидетелями в антидопинговых расследованиях. Для того чтобы документ принял силу закона, его должен утвердить сенат США, а затем подписать президент США. За всем этим, похоже, дело не заржавеет.
Законопроект начали разрабатывать еще в прошлом году. Он сразу же вызвал дискуссии в спортивном мире. Дело в том, что предлагаемые наказания касаются не только американских спортсменов, а всех, для кого победа стоит превыше всего, и в ее достижении они готовы использовать любые средства. Сенатор-демократ Шелдон Уайтхаус – один из разработчиков законопроекта, представляя его, заявил, что принятие закона является чуть ли не единственной вынужденной мерой, способной «противостоять коррупционному поведению российских властей». Впрочем, считать закон чисто и только антироссийским никак нельзя. Он действительно призван навести порядок в мире спорта, но, кажется, содержит и немало других угроз. Так национальные олимпийские комитеты – все 206, почувствовали угрозу своим интересам. А Международный олимпийский комитет даже огрызнулся: США отнюдь не являются лидерами по количеству тестов, проводимых лабораториями, признанными WADA. За выпадом стоит понимать стоят подозрения: если начать «трясти» американских спортсменов, то такое «вытрясется», что многие из нынешних скандалов покажутся шалостью. И такое предположение взято не с потолка: сколько великих заокеанских спортсменов попались на употреблении допинга, а сколько признались в применении оного уже после завершения выдающейся карьеры!
Мелани Грифин, Карл Льюис, Бен Джонсон, Мерион Джонс, Лэнс Армстронг, Франк Люк, Антонио Педигрю, Тим Монтгомери, Тайсон Гэй, Майк Ричардс... Это только из когорты великих. Это многократные рекордсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр. Разнообразны и виды спорта – легкая атлетика, бокс, велогонки и даже хоккей…
Тем не менее закон, очевидно, будет принят. К чему он приведет? Точнее может привести. Легко предположить, что спортсмены, зная о своих грешках, будут избегать соревнований в США. Ведь если их выведут там на чистую воду, то наказания – они чуть выше, катастрофические. Например, при действии американского антидопингового закона в 1994 году, великий Диего Марадона, попавшийся не чемпионате мира по футболу с запрещенными веществами в организме, был бы не просто дисквалифицирован, и штрафом бы не отделался, а отмотал бы реальный срок – в Штатах не любят ярых антиамериканистов, вроде него, и этот фактор тоже был бы неафишируемо учтен. Поэтому спортсмены из такой «группы риска» в США на соревнования ездить не будут.
Правда, Вашингтон вполне может запросить ареста того или иного спортсмена в другой стране – есть у него такие повадки, но это будет сделать сложнее. Чрезмерная же настойчивость американцев может обернуться развалом всяко разных международных спортивных организаций и созданием новых с новым уставом и порядком, куда более свободных от американского влияния. В общем, дело может пойти по знакомому сценарию развала теперь по допинговой или антидопинговой причине при чрезмерном давлении США. Как, например, в мире бокса, где помимо так называемой «любительской лиги», существует куча ассоциаций – престижных и менее престижных, проводящих свои турниры и свои чемпионаты, так и олимпийское движение может развалиться на ряд других.
В происходящем важно не видеть антироссийского заговора, не считать, что все делается для дальнейшего ущемления прав и достоинства российских спортсменов, часть которых уже отстраняли от участия в Олимпийских играх в Бразилии и Корее, где даже участвующих лишили права выступать под гимн РФ. Российским ведомствам, действительно, надо расчистить авгиевы конюшни, «заваленные допингом», очистить спорт. Эта задача, необходимость решения которой не будет оспаривать ни один здравомыслящий спортивный чиновник, полностью совпадает с той задачей, которую взялись решать в США.
Между тем будущий глава WADA Витольд Банька, вступающий в должность 1 января 2020 года, рассказал о планах организации. Он заявил, что ситуация зашла так далеко, что более недопустимо закрывать глаза на манипуляции, и будут приниматься очень жесткие меры. Независимо от того, откуда спортсмен – из России, США или Польши – пойманные будут нести строгое наказание. «Сейчас хватает мошенников, как и в других сферах жизни. Тем не мене, я верю, что есть смысл защищать чистых спортсменов. В этом суть WADA и всех, кто занимается борьбой с допингом. Мы планируем увеличить количество проверок, прежде всего в Африке, где проводится мало исследований и отсутствует антидопинговое образование. Я рассчитываю на большую эффективность и большее количество аккредитованных лабораторий. Но хочу быть честным – мы не сможем полностью избавиться от допинга. В этом надо отдавать себе отчет. В спорте, как и во всех областях жизни, всегда будут мошенники и преступники. Но мы можем бороться с ними более эффективно», – заявил Витольд Банька, приводя цифры: годовой бюджет WADA 40 млн. дол., а только одно расследование в России обошлось почти в 2 млн. долларов. «Мы же хотим заняться глобальным регулированием борьбы с допингом, нам необходимы дополнительные ресурсы, необходимы дорогие инновационные исследования…» – цитирует Витольда Баньку издание Przeglad Sportowy.