Нынешнее положение в России способствует развитию дискуссий в деловых и экспертных кругах в отношении поиска механизмов макроэкономического регулирования и экономической политики, способных вывести российскую экономику на устойчивую траекторию роста. «Вестник Кавказа» предлагает читателям ознакомиться со взглядом на российскую экономику американских экономистов, противников неолиберализма Пола Крейга Робертса и Майкла Хадсона.
Похоже, российское правительство пересматривает неолиберальную политику, которая играла негативную роль в России со времени распада Советского Союза. Если России удастся выработать грамотную экономическую политику, ее экономика продвинулась бы гораздо дальше по сравнению с ее сегодняшним состоянием. Страна смогла бы почти полностью избежать оттока капитала на Запад, сделав ставку на самофинансирование.
Вашингтон воспользовался тем, что российское правительство в постсоветскую эпоху было деморализовано и рассчитывало на руководящие указания США. Думая, что соперничество между двумя странами закончилось с распадом Советского Союза, русские следовали американским советам насчет модернизации экономики на основе передовых западных идей. Вашингтон использовал Россию, в которой экономическая политика была направлена на разграбление экономических ресурсов и перевод доходов от их продажи в чужие карманы. Заставив Россию принять иностранный капитал и подвергнув рубль спекулятивным манипуляциям, Вашингтон обеспечил дестабилизацию России с помощью оттока капитала и давления на курс рубля. Только правительство, не имеющее представления о неконсервативной цели США стать мировым гегемоном, могло подвергнуть свою экономическую систему такому манипулированию со стороны иностранного государства.
Сергей Глазьев
Санкции, наложенные США, и санкции, которые США заставили наложить Европу на Россию, показывают, как неолибернальная экономика работает против России. Ее требования высоких процентных ставок и жестких мер потопили российскую экономику. Рубль прибило утечкой капитала, что привело к разбазариванию российских золотовалютных резервов неолиберальным Центробанком в попытке поддержать курс рубля, а на самом деле способствовало оттоку капитала еще больше.
Даже Владимир Путин находит привлекательным романтическую идею о том, что существует глобальная экономика, к которой у каждой страны есть равный доступ. Но проблемы, вызванные неолиберальной политикой, вынудили его обратиться к импортозамещению, чтобы сделать российскую экономику менее зависимой от импорта. Россия одной ногой стоит на принципах западной экономической модели, а другой ногой - на принципах новой экономической модели, основанной на сотрудничестве с Китаем, Индией и бывшими советскими центральноазиатскими республиками.
Неолиберальная экономика предполагает политику зависимости, которая основана на иностранных кредитах и иностранных инвестициях. Эта политика создает внешний долг и получение доходов от российских активов иностранными игроками. Это очень опасные риски для страны, которую Вашингтон называет «главной угрозой США».
Борис Титов
Неолибералы решить проблему российского бюджета, распродав государственные активы иностранцам. Если это произойдет, то даст Вашингтону еще большую власть над российской экономикой. Противостоит этим горе-экономистам Сергей Глазьев. Борис Титов и Андрей Клепач предположительно являются его соратниками.
Эта группа экспертов понимает, что неолиберальная политика делает российскую экономику уязвимой для дестабилизации со стороны Вашингтона, если США захотят наказать российское правительство за неподчинение американской внешней политике. Их цель – развить самодостаточность и независимость в России, чтобы защитить государственный суверенитет и способность правительства действовать в интересах страны, а не подстраивать эти интересы под планы Вашингтона. Неолиберальная модель не предполагает развития, она направлена на чистое потребление. Американцы называют ее превращением России и других зависимых стран в «дровосеков и водоносов», а в случае с Россией – это источник нефти, газа, платины и алмазов.
Самодостаточность означает отсутствие зависимости от импорта или от иностранного капитала в инвестициях, которые могут быть получены ЦБ России. Это также означает, что стратегические сектора экономики принадлежат государству, а не частным лицам. Основные инфраструктурные услуги должны быть предоставлены на субсидированной основе или бесплатно за счет доходов экономики, а не отданы на откуп иностранным игрокам с целью получать доходы от ренты с их монополий. Глазьев также предлагает, чтобы курс рубля регулировался Центральным Банком, а не спекулянтами на валютном рынке.
Андрей Клепач
Неолиберальные экономисты не знают, что экономическое развитие страны с богатыми природными ресурсами может финансироваться за счет средств ЦБ для осуществления проектов. Они делают вид, что это может привести к росту инфляции. Неолибералы отрицают давно доказанный факт, что с точки зрения количества денег, нет никакой разницы, откуда поступают эти деньги – из Центробанка или из частных банков, появляются деньги за счет кредитов или поступают из-за рубежа. Разница в том, что если деньги поступают из частных или иностранных банков, проценты нужно платить этим банкам, а доходы нужно делить с иностранными инвесторами, которые в итоге имеют широкий контроль над экономикой.
Похоже, российским неолибералам все равно, какую угрозу Вашингтон и его европейские вассалы представляют для российского государства. Ссылаясь на ложные доказательства, Вашингтон наложил на Россию экономические санкции. Политическая демонизация Россия настолько же беспочвенна, насколько и неолиберальная экономическая пропаганда. Опираясь на эту ложь, Вашингтон строит военные базы и устанавливает системы ПРО у российских границ. Вашингтон хочет совершить госперевороты в бывших советских республиках и насадить там режимы, враждебно настроенные по отношению к России, как это произошло на Украине и в Грузии. США даже политизировали Олимпийские игры, что не позволили многим российским спортсменам участвовать в соревнованиях.
Несмотря на эти крайне враждебные шаги против России, российские неолибералы продолжают верить, что экономическая политика, которую Вашингтон навязал России, отвечает российским интересам, и США не пытаются заполучить контроль над ее экономикой. Если западной гегемонии удастся захватить контроль над судьбой России, суверенитет России обречен.