Узаконенный грабеж на армянских дорогах вступил в новую фазу. К такому выводу приходит любой водитель и в первую очередь иностранный, имеющий несчастье оказаться на участке Ереван-Арташат ведущей в Иран автотрассы межгосударственного значения Ереван-Ерасх.
С недавних пор данный 30-километровый участок четырехполосной автотрассы оказался усеян знаками ограничивающими скорость движения до 50 км/ч. До этого допустимая скорость движения составляла вполне безопасные 90 км/ч. Водителей, осмелившихся пренебречь знаками, и едущих со скоростью хотя бы 52 км/ч, тут же останавливают и штрафуют затаившиеся на встречной полосе дорожные полицейские. На все аргументы водителей против подобной клоунады на дорогах блюстители правопорядка указывают на знаки, на которых даже не просохла краска. Впрочем, в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» один из бдительных дорожных полицейских сообщил, что им самим не очень нравится то, что их заставляют делать, однако, что поделаешь – работа есть работа. Сотрудники Дорожной полиции сами понимают, что ограничение допустимой скорости на межгосударственной трассе до 50 км/ч. попахивает грабежом, однако сделать ничего не могут – “приказ спущен свыше”.
Отметим, что скорость ограничена под предлогом “проведения дорожных работ”. В реальности ни на одном метре данного участка работ не проводится. Строительная техника стоит лишь в 2-3 местах на полосе, разделяющей две встречные полосы движения, на которой раньше росла трава. Какое отношение имеют к этой полосе две полосы движения, сотрудники ДП ответить затрудняются. Очевидно, что размещение знаков было предпринято с единственной целью - “на законных основаниях” грабить законопослушных водителей.
Попытка корреспондента «Вестника Кавказа» связаться с директором ГНКО “Управление автодорог Армении” Министерства транспорта и связи Генриком Кочиняном, успехом не увенчалась. Чиновник к служебному телефону не подходит, вероятно в силу сверхзанятости, разрабатывая новые планы по снижению скорости на и так не самых быстрых армянских магистралях. Не дали нам вразумительных объяснений по данному вопросу и в Главном управлении Дорожной полиции, ограничившись советом-предложением “обратиться в соответствующие инстанции”.
Исходя из логики размещения дорожных знаков на автотрассе Ереван-Ерасх, создается впечатление, что “Управление автодорог Армении” попросту создает дополнительную “работу” для Дорожной полиции. Прочитав информацию согласно которой ДП Армении планирует получить в 2013 году доход в размере 6,7 млрд драмов (около 24 млн дол. от применяемых мер наказания за правонарушения это предположение обрастает дополнительной логикой. Также понятны причины рвения, с которым в Армении размещаются новые радары. С 10 июня дополнительные измерители были установлены на автотрассе Ереван-Севан-Иджеван. Причем если из Еревана к Севану допустимая скорость составляет приемлемые 90 км/ч, то в направлении из Севана в Ереван максимум допустимой скорости составляет уже 70 км/ч. Непонятно, в силу каких таких причин на автотрассе, имеющей межгосударственное значение и неплохое по армянским меркам дорожное покрытие, следует «ползти». Отметим, что подобных грабительских ограничений в Армении десятки, если не сотни.
Однако, как и всегда в Армении многое, о чем молчит “официалка”, объясняют слухи. По неофициальной информации, неизвестно откуда вынырнувшая в 2011 году армянская компания Security Dream, в сотрудничестве со шведской Sensys Traffic AB, внедряющая систему электронных штрафов для армянских водителей, принадлежит небезызвестному Сашику Саркисяну – брату президента Армении. Система электронных штрафов стоимостью 10 млн евро была внедрена в Армении в начале 2012 года. Инвестор будет получать 70% от суммы штрафа, а после возврата инвестиций до 50%, остальная часть, наконец-то, будет перечисляться в госбюджет. К 2017 году в Армении будет установлено 200 радаров, около 80 перекрестков будут находиться под постоянным видеонаблюдением.
В завершение перечисления печальных фактов обратимся к их не менее печальным последствиям. Армения в силу известных причин не имеет транспортного сообщения с Азербайджаном и Турцией. Таким образом, единственным возможным транзитом по территории республики остается транзит из Ирана в Грузию, то есть с юга на север. Правительство провозгласило развитие транзитной привлекательности Армении сферой своих многочисленных приоритетов. С этой целью оно еще в 2010 году одобрило инвестиционную программу строительства транспортного коридора "Север-Юг", стоимостью полмиллиарда долларов, предоставляемых на основе рамочного финансового соглашение Азиатским банком развития. Строительство коридора, который обеспечит выход иранцев к Черному морю и к европейским странам через территорию Армении, планируется полностью завершить в 2017 году. Однако и тут власти в очередной раз ставят палки в колеса развитию страны, предпочитая сиюминутную копеечную выгоду от незаконных поборов в виде штрафов реальной перспективе экономического развития Армении. До 2017 года еще далеко, а условия транзита для иранских и грузинских авто через территорию Армении последовательно ухудшаются. И безосновательное ограничение скорости на межгосударственной трассе до 50 км/ч стало очередным шагом, снижающим транзитную «привлекательность» Армении.