Год назад, когда на Украине разразился масштабный политический кризис, в Германии, одном из ключевых региональных акторов, стал очевиден острый дефицит специалистов по новому конфликтному региону. Руководитель исследований Восточной Европы, России и Центральной Азии в германском Обществе внешней политики Штефан Майстер - один из редких экспертов, хорошо знающих постсоветское пространство. В России с некоторыми оценками политолога, безусловно, не согласятся в виду кардинальных интерпретационных различий между Западом и Москвой по поводу событий на Украине. Но подходы и оценки Майстера играют далеко не последнюю роль в формировании позиции немецкой политической и академической элиты по украинскому вопросу, и хотя бы по этой причине они вызывают справедливый интерес российских журналистов.
В своей новой аналитической статье "Эскалация приветствуется: почему Минск-2 не будет функционировать?" Майстер отмечает, что новым минским соглашением от 12 февраля российское руководство значительно приблизилось к своей цели - сохранить Украину в собственной сфере влияния.
"Канцлер Германии и французский президент положили на карту весь свой политический авторитет, чтобы подвигнуть Россию и сепаратистов на востоке Украины к режиму прекращения огня и, тем самым, предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта. При этом стало ясно, насколько низки возможности оказать влияние на Россию и ситуацию на востоке Украины, и как сильно стабилизация этого региона зависит от доброй воли Москвы", - пишет Майстер.
Политолог считает, что для российского президента Владимира Путина "стало триумфом то, что сильнейший политик Европы (Ангела Меркель), отправилась в Москву, чтобы договориться с ним о перемирии". При этом российский президент, пишет Майстер, добился успеха в ряде центральных пунктов, не идя, при этом, на серьезные компромиссы. "Так, лидеры сепаратистов своим присутствием в Минске стали де-факто частью переговорного процесса и получили косвенное признание. В сепаратистских регионах будут проведены выборы, с помощью которых будут легитимированы их лидеры. Киев будет в ответе за социальные обязательства платежный обмен в обоих регионах, а также сохранит их широкие права в рамках процесса децентрализации", - отмечает немецкий политолог.
Однако, по мнению эксперта, Россия еще не до конца добилось поставленных целей, а потому Минск-2 для Москвы – лишь временное решение на пути к всеобъемлющему урегулированию в интересах РФ. "Война в восточной Украине ослабляет реформаторский потенциал украинского руководства и обостряет социально-экономическую ситуацию в стране. Тем самым, интеграция Украины в ЕС и переход на европейские стандарты откладываются, а разочарование украинского населения лишь растет. Но до сих пор Россия не получила однозначного отказа интеграции Украины в ЕС и НАТО", - подчеркивает политолог. То же самое относится и к вопросу признания сепаратистов в качестве легитимных партнеров, а также процесса децентрализации страны, протекающего под российским влиянием.
По мнению Майстера, Украина и ЕС должны согласиться с потерей двух сепаратистских регионов, так же, как и Крыма: "Это будет необходимо для того, чтобы спасти остальную часть Украины и предотвратить дальнейшую дестабилизацию государства. Киев полностью зависит от переговорного искусства ЕС, давления европейцев на Россию и платежеспособности Запада. Ни более жесткие санкции, ни поставки вооружений Украины не смогут остановить российское руководство".
Далее, эксперт пишет: "Путин будет нести груз экономических санкций, и в любом момент обеспечит военное равновесие или же превосходство сепаратистов. Отсутствие решения ЕС о предоставлении плана Маршала на восстановление Украины дает Москве возможность продолжать ослаблять правительство в Киеве и, возможно, даже вернуть Украину в свою зону влияния. Европейские политики опасаются последствий этих реалий, что, опять же, усиливает переговорную позицию России. Только однозначное решение о европейской интеграции Украины со всеми сопутствующими ему финансовыми и политическими аспектами могло бы улучшить переговорную позицию ЕС".
Политолог уверен, что, если подобное решение не будет принято, то Москва будет диктовать очередные шаги и компромиссы. Тем самым, в непосредственном соседстве ЕС "возникнет слабое или разваливающееся государство со всеми экономическими, социальными и военно-политическими последствиями".