11 апреля Азербайджан не преподнес сюрпризов: действующий глава азербайджанского государства Ильхам Алиев уверенно выиграл внеочередные выборы, тем самым, продлив свое президентство на ближайшие семь лет. На выборах была отмечена высокая явка – согласно данным ЦИК, проголосовали 74,5% избирателей.
Бесспорно, будут недовольные и не обойдется без обвинений в нарушениях – это в порядке вещей на всем постсоветском пространстве, все еще далеком от западноевропейских демократических стандартов. Подобные нарушения, в соответствии с процедурными требованиями, будут расследованы и, нельзя исключать, что в каких-то участках даже пересчитают голоса – в прошлом такое уже бывало. Промежуточный и итоговый отчеты БДИПЧ ОБСЕ, чьи наблюдатели отслеживали избирательный процесс по всей стране, за исключением оккупированных Арменией территорий, возможно, также не окажутся идеальными для правительства – к "любимчикам" Запада Баку явно не относится, и на демократию немецкого или голландского образца он объективно не претендует.
Но сам факт однозначной победы Ильхама Алиева в первом туре, при этом, под сомнение никем из серьезных игроков ставиться не будет. Ведь даже самым ярым критикам Алиева сегодня стало абсолютно ясно: позиции действующего президента максимально прочны, даже несмотря на экономические проблемы последних лет, которые были связаны с падением мировых цен на нефть в условиях недостаточно диверсифицированной азербайджанской экономики. Люди голосуют за действующую власть, так как она символизирует жизненно необходимую для повышения благосостояния политическую стабильность, и это резко контрастирует с разрухой и произволом начала 1990-х, а именно с ними у старшего поколения ассоциируется сегодняшняя радикальная оппозиция. Что немаловажно, стабильность при Ильхаме Алиеве не превратилась в застой – правящая команда демонстрирует готовность, волю и практические шаги для серьезных экономических реформ, особенно, после болезненного урока, который преподнесли ей обвалившиеся нефтяные цены.
Между тем, оппозиция действующей власти, объединенная в "Национальном совете демократических сил" (НСДС), категорически отказалась признавать результаты выборов, которые она сама же и бойкотировала. Подобная реакция вполне логична и ожидаема, так как ставка традиционных оппозиционных партий – "Народного фронта" и "Мусават" - на бойкот выборов себя явно не оправдала. Наоборот, самоустранившись, оппозиция будто намеренно облегчила задачу действующему президенту, который в отсутствие конкуренции набирает более 85%. Интересно, на что рассчитывали оппозиционные политики, выбирая подобную провальную тактику борьбы, скорее, смахивающую на добровольную капитуляцию? Неужели Али Керимли, Иса Гамбар, Ариф Гаджилы или Джамиль Гасанлы всерьез полагали, что своим отказом от участия в выборах они окажут давление на Алиева и спровоцируют скоординированную международную реакцию? Подобного результата можно было ожидать, если бы за НСДС стояла реальная сила и мощная поддержка масс. Но учитывая то, что санкционированные митинги оппозиции на стадионе "Мехсул" собирали не более пары тысячи сторонников, о чем свидетельствуют многочисленные видео и фото с акций протеста, бойкот оказался недальновидным шагом. Уверения же самих оппозиционеров в том, что они вывели на площадь до 15 тысяч человек не выдерживают самой элементарной проверки – даже откровенные попытки операторов снимать акции под выгодным углом не могли скрыть немногочисленности толпы.
Существуют реальные причины, по которым народ, имеющий свободный и массовый доступ к кабельному и спутниковому телевидению, интернету и социальным сетям, не пошел на санкционированные митинги оппозиции – и даже мягкая весенняя бакинская погода не подвигла людей прогуляться до стадиона "Мехсул". Дело даже не в отсутствии недовольства - недовольные есть всегда и везде, и их численность значительно выше, чем две тысячи человек. Но у НСДС нет концепций и реальных политическим программ, которые оказались бы лучше тех, что предлагает действующее правительство. Также оппозиция не обладает и интеллектуальными ресурсами для их разработки, поскольку качественный кадровый потенциал собирает вокруг себя власть, оставившая в прошлом практики слепого регионализма девяностых и начала нулевых. "Зажечь народ" речами, пусть даже и популистскими, оппозиции тоже не удается – особенно, когда традиционная оппозиция добровольно отказывается от участия в дебатах на общественном телеканале и теряет тем самым выход на огромную аудиторию. Наконец, нет доверия к преданности оппозиционных партий демократическим идеалам, о которых они любят разглагольствовать - ведь у руля оппозиции находятся все те же люди, что и 20 лет назад.
Другая часть оппозиции - та, что оказалась более мобильной и уже успела осесть в Европе, ведет свою "политическую борьбу" уже оттуда. Борьба эта сводится в последнее время к тому, что активисты расклеивают по столбам листочки, в которых Алиева называют "диктатором" – чтобы затем сфотографировать и оперативно выложить свидетельство своей невиданной "политической смелости" в соцсетях. То, что поверх этих листовок уже через пару часов висят куда более важные для европейских жителей объявления о пропавших кошках и хомяках, сдаче квартир, рекламы бургеров и суши-баров, мало кого беспокоит. Политическая миссия заключается в том, чтобы собрать "лайки" в Facebook, подпитывающие иллюзию политического влияния. Меняет ли это что-либо в реальной жизни? Как показали выборы 11 апреля, прошедшие без намека на напряженность в обществе, едва ли.
***
P.S.Сегодня главные вопросы, волнующие население, лежат в социально-экономической сфере, в частности, речь идет о развитии производственной инфраструктуры в районах Азербайджана и создании новых рабочих мест. Эксперты говорят, что такого рода вопросы вполне реально решить посредством внутренних инвестиций, поскольку в Азербайджане за годы суверенитета, благодаря стабильной власти, сложилась мощная финансовая элита. Своим нынешним состоянием эти люди обязаны основателю азербайджанской государственности Гейдару Алиеву и его сыну Ильхаму Алиеву, и для поддержания действующей власти они должны быть заинтересованы как в привлечении грамотных экономистов в разработку успешных проектов в регионах, так и непосредственно в том, чтобы инвестировать в эти проекты. Таким образом, с одной стороны, бизнес будет развиваться в регионах, принося новые доходы, с другой – население, получившее рабочие места и достойный уровень жизни, продолжит поддерживать нынешнюю власть.