Член Комитета по международным отношениям и межпарламентским связям Милли меджлиса Азербайджана, политолог Расим Мусабеков поделился с «Вестником Кавказа» своим видением российско-азербайджанских отношений.
Продолжение. Начало См. «Наши отношения не нуждаются в искусственных идеологических схемах»
- Какова сегодня роль России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта?
- Этот конфликт остался Азербайджану в наследство от Советского Союза. Принимая во внимание, что Россия считает себя приемником СССР, ее роль в урегулировании конфликта, велика. К сожалению, Москва выступает не только в качестве модератора в переговорном процессе, но и использует существующие конфликты в качестве инструментов сохранения собственного влияния. На словах официальные лица России выступают за скорейшее мирное урегулирование карабахского конфликта, но неофициально дают знать, что статус-кво, с консервацией ситуации, когда Армения оккупировала не только весь Нагорный Карабах, но и еще 7 районов Азербайджана, в которых не проживали армяне, ее вполне устраивает. Фактически нам предлагают согласиться на частичное удовлетворение территориальных претензий Армении, а самим за содействие в освобождение остальной части оккупированных территорий принять патронаж России в форме вступления в созданные ею военно-политические и экономические структуры. Это не вполне отвечает интересам Азербайджана, и поэтому мы наблюдаем в последнее время некоторую отстраненность российского руководства от урегулирования этого конфликта.
- Может ли Россия при желании надавить на Армению?
- Безусловно! Армения в экономическом и военном отношении полностью зависит от России. Нам говорят о том, что Армения проявляет неуступчивость на переговорах, а Москва с этим ничего поделать не может. Но мы наблюдаем, что Россия продолжает бесплатно передавать армянам в большом количестве современные вооружения, распространила свои военные гарантии на всю ее территорию, субсидирует экономику Армении через механизм низких цен за энергоресурсы, выдает кредиты на сотни миллионов долларов, которые по существу безвозвратные. Стоит ли в таком случае удивляться «неуступчивости» Армении?
- Азербайджан и Россия так и не смогли договориться по вопросу Габалинской РЛС. Как это скажется на двусторонних отношениях?
- Габалинская РЛС построена по технологии 1970-х. Она физически и морально исчерпала свои ресурсы и после ввода в действие более современной станции (типа «Воронеж») в Армавире отпала острая необходимость в использовании Габалинской РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении. Об этом свидетельствует тот факт, что Москва ранее отказалась от использования аналогичных станций, дислоцированных на Украине, а теперь, собирается прекратить использование чуть более старую РЛС «Днепр-М» в Балхаше, в Казахстане. Таким образом, аренда Габалинской РЛС была нужна России для демонстрации своего военного присутствия в Азербайджане. Но возникает резонный вопрос, а какие интересы безопасности Азербайджана это обеспечивает? На этот вопрос внятного ответа так и не последовало. Габала – это азербайджанская Швейцария. Здесь интенсивно развивается туризм, и военная база – не очень хорошее соседство. Что же касается запрошенной Азербайджаном суммы за предполагаемую аренду, то она лишь на первый взгляд кажется чрезмерной. Москва формально не платит за свою военную базу в Гюмри, но взяла на себя обязательства по обеспечению безопасности Армении. Вдобавок передает бесплатно или за символическую цену оружие на сотни миллионов долларов.
Нам Россия в пролом году продала комплекс ПВО С-300 за 300 миллионов долларов, а Армении передала даром. Киргизии не только выплачивают десятки миллионов долларов за военную базу, но и списывают долги на сотни миллионов долларов. Если посмотреть на ситуацию под таким углом, то запрашиваемая Азербайджаном сумма покажется не такой уж большой.
Однако решение России об отказе использовать в будущем Габалинскую РЛС официально принято и нужно исходить из этого факта. Не думаю, что это обстоятельство наложит такой уж сильный негативный отпечаток на российско-азербайджанские отношения. Возникший в них холодок вполне можно преодолеть. Так было в прошлом, когда из Азербайджана были полностью выведены советские, а в последствии российские войска, когда Азербайджан не стал продлевать свое участие в ОДКБ. Можно привести и другие примеры.
То, что наши страны могут дать друг другу, значит гораздо больше, чем то, о чем не удается договориться. О значении России для Азербайджана говорить нет необходимости. Но и долговременным интересам России отвечает стабильный, дружественный Азербайджан. Мы интересный и платежеспособный экономический партнер для России. Азербайджан имеет самые крупные вооруженные силы в регионе и располагает с советских времен развитой инфраструктурой для ВВС и ВМФ. Так что даже после закрытия Габалинской РЛС Москве и Баку есть что обсуждать и о чем договариваться для взаимной пользы. Поэтому я уверен, что прагматические соображения оставят в тени имеющиеся недопонимания и недовольства.