Сегодня начинается визит президента США Дональда Трампа в Израиль. Он собирается посвятить свою поездку "восстановлению и улучшению" двусторонних американо-израильских отношений, которые в течение восьми лет президентства Барака Обамы переживали "сложный период". Между тем, у Израиля, вероятно, будут свои предложения Трампу. Вот что об этом пишет Bloomberg.
Множество молодых израильтян все еще взбираются на Голанские высоты, хотя по соседству идет война. Находясь на тропе, которая пролегает через виноградники, пышные пастбища и сонные друзские деревни, можно услышать артиллерийские удары в Сирии, где армия Башара Асада борется за вытеснение мятежников с небольшой территории на юге страны. Спускаясь по тропе ведет к Галилейскому морю (Тивериадскому озеру), можно увидеть небольшой анклав, принадлежащий ИГИЛ (запрещена в России). Тот факт, что группа джихадистов фактически стала соседкой еврейского государства, беспокоит израильских лидеров не так, как Хезболла и поддерживающий ее Иран. Дональд Трамп утверждает, что победа над ИГИЛ должна быть приоритетом США в Сирии. Сегодня Трампу будет предложено взглянуть на этот конфликт иначе, и, возможно, помочь защитить Израиль от его последствий. ИГИЛ ”уничтожается”, сказал Ави Дихтер, председатель комитета по иностранным делам и обороне израильского парламента, бывший глава агентства внутренней безопасности Шин Бет. ”У них больше нет такого количества людей на земле. С другой стороны, Иран представляет собой серьезную региональную угрозу”. Если подобная угроза присутствует в Сирии и направлена против Израиля, это casus belli, говорит Ави Дихтер. Десять лет назад Израиль сражался с Хезболлой, шиитскими мусульманскими боевиками, вооруженными и поддерживаемыми Ираном, в течение месячной войны в Ливане.
Голан, отобранный у Сирии после войны на Ближнем Востоке в 1967 году, на международном уровне считается оккупированной территорией. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху попросил Трампа признать суверенитет Израиля. По словам помощника премьера, он также будет настаивать на новых жестких санкциях в отношении Ирана, хотя выполнение другого пункта израильского списка желаний - переместить посольство США в Иерусалим из Тель-Авива, как обещал Трамп, - на данный момент приостановлено.
Нетаньяху, конечно, с опаской относится к ИГИЛ и другим группам суннитских джихадистов, которые действуют неподалеку и в конце прошлого года открывали огонь по Израилю. Тем не менее на протяжении десятилетий граница была относительно спокойной, и Нетаньяху стремится сохранить ее в таком виде. Эта цель, по мнению Израиля, находится под угрозой с 2015 года, когда победы начали одерживать войска Башара Асада. При поддержке российской авиации и десятков тысяч бойцов из Ирана и Хезболлы Асад отвоевал территорию у джихадистов и других повстанцев. Израильские официальные лица говорят, что Иран извлекает выгоду из достигнутых результатов, стремясь создать военные объекты и наземный коридор, позволяющий поставлять оружие Хезболле в Ливане. Нетаньяху говорит о Сирии, свободной от иранского влияния, но неясно, кто будет готов предоставить достаточное количество военных на земле, чтобы вытеснить Иран.
По словам директора Центра стратегических исследований Бегина-Садата Эфраима Карша, Израиль будет договариваться о том, чтобы Асад не восстанавливал контроль над районом Голан, создав фактическую буферную зону, которая позволит Ирану и Хезболле держаться на расстоянии. ”Израиль не думает, что он может вытеснить Иран из Сирии, - сказал Карш. - Если они хотят быть в Алеппо, пусть будут там. Израиль просто не хочет, чтобы Иран был на границе”.
”Честный брокер”
Теперь Израиль возлагает надежды на Трампа. Как и многие ближневосточные лидеры, Нетаньяху приветствовал жесткую позицию новой администрации в отношении Ирана. Бывший президент США Барак Обама заключил ядерную сделку с ИРИ и решил не нападать на Асада. Трамп же распорядился о ряде ракетно-штурмовых ударов против сирийской армии в прошлом месяце после очередной химической атаки. Эта атака была разовой. Россия захватила инициативу в усилиях по прекращению сирийской войны. Нетаньяху держит свои каналы общения с президентом России Владимиром Путиным открытыми, встречаясь с ним чаще, чем любой другой мировой лидер за последние два года. Последнее российское предложение предусматривает создание в Сирии четырех зон деэскалации, которые будут контролироваться международными силами. Одна из них будет находиться на юге, в зоне наибольшего беспокойства Израиля. Израиль не против этой идеи, но хочет, чтобы ”честный брокер” присматривал за ее осуществлением. США, ближайший союзник Израиля, будут соответствовать этому статусу, и это одна из причин, по которой лидеры еврейского государства лоббируют более активное участие США в Сирии.
”В ожидании шерифа”
”Россия пока является главной державой в регионе, - сказал Цви Маген, бывший посол Израиля в Москве, а ныне старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве. - Но все ждут, когда появится шериф”. Администрация Трампа открыто не поддержала инициативу России в отношении создания безопасных зон, но и не исключила ее. Министр иностранных дел России Сергей Лавров намекнул на участие США после встречи с Трампом в этом месяце, заявив, что американцы могут взять на себя инициативу по обеспечению безопасности в южной зоне. Между тем, ”Израиль мечется между Россией и Америкой, пытаясь убедиться, что все знают, что он без колебаний применит силу для защиты своих основных интересов”, - сказал Маген. До сих пор Израиль редко использовал силу в Сирии. В прошлом году был нанесен удар по ИГИЛ после того, как боевики обстреляли израильских солдат на Голанских высотах, но большая часть огневой мощи страны зарезервирована для альянса Асад - Хезболла, а не для суннитских джихадистов. Воздушные удары препятствуют поставкам оружия, предназначенного для Хезболлы в Ливане, а израильские войска стреляют по сирийской армии, когда ее снаряды по ошибке попадают в Израиль.
По словам правительственных чиновников, Израиль также помог некоторым суннитским повстанцам с продовольствием и медобслуживанием. По мере того как Асад и Хезболла одерживали верх, некоторые израильтяне, в том числе бывший глава военной разведки Амос Ядлин, высказываются за более открытую поддержку повстанцев. Но другие, такие как бывший министр обороны Моше Яалон, предупреждают, что непопулярность Израиля в мусульманском мире означает, что если он открыто поддерживает одну сторону, ”мы, в конечном счете, помогаем другой”. Широко распространенное в Израиле мнение заключается в том, что еще одна война с Хезболлой, у которой есть арсенал из более чем 100 000 ракет в Ливане, неизбежна, и ее будет сложнее выиграть, если шиитское ополчение закрепится на юге Сирии, в непосредственной близости от Голанских высот. ”Никто не хочет сражаться на двух фронтах”, - сказал Карш.